Курсовая работа|Туризм

Условия и ресурсы благоприятного развития туристско-рекреационного комплекса в Чеченской республике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития туристско-рекреационного потенциала

1.1 Понятие туристских ресурсов и туристско-рекреационного потенциала в современной научной литературе

1.2 Природные и культурные объекты туризма как основа туристско-рекреационного потенциала в России

Глава 2. Развитие туристско-рекреационного потенциала в Чеченской республике

2.1 Общая характеристика условий и ресурсов благоприятного развития туристско-рекреационного комплекса в регионе

2.2 Разработка проекта развития туристско-рекреационного потенциала Ведучи

2.3 Возможности развития туристско-рекреационного потенциала в регионе

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность работы состоит в понимании необходимости развития в регионах России индустрии и инфраструктуры туризма, как одной из ведущих отраслей народного хозяйства в современной непроизводственной сфере постиндустриального общества. Чеченская республика представляет в данном отношении особый интерес, т.к. данный регион имеет важное историко-культурное значение для России. Поэтому нам представляется, что изучение рекреационного потенциала и перспектив развития туризма в высшей степени актуально, отображает динамику и потребности современного социально-экономического развития региона.

Характеризуя источники, отметим, что в написании работы практические полностью в информативном плане использовался Интернет. Данную необходимость мы объясняем невозможностью нахождения «свежей» и актуальной на данный временной период информации в иных источниках.

Туристско-рекреационная деятельность в туризме как культурная практика является предметом исследования ученых ведущих туристических стран: Франции, Нидерландов, США, Чехии, России и др. Несмотря на это, степень научного осмысления анимационной проблематики в России низкая, хотя интерес к ней, как к рекреационно-культурной практики, постоянно растет; практика анимационной деятельности в туризме опережает процесс создания ее теоретико-методологической базы, следовательно, анимационная сфера в российском туризме формируется несколько хаотично.

Проблемами популяризации народных промыслов занимались такие исследователи как А.С. Балаболкин, Г.В. Ганьшина, В.М. Ковригина, О.С. Попова, М.А. Некрасова, С.В. Породина, П.И. Уткин. Изучению опыта использования туризма в качестве средства популяризации народных промыслов Российской Федерации посвящены исследования Д.А. Аманжоловой, М.В. Кржижевского, А.Л. Лекомцева, Т.Б. Лисицыной, В.Н. Преснякова, М.В. Рапопорт, О.М. Цеханович, Е.В. Шевелевой.

Цель: изучить возможности разработки является разработка туристско-рекреационной программы в условиях ЧР.

Объект исследования: туристско-рекреационный туризм в Чеченской республике.

Предмет исследования: экскурсионная деятельность в Чеченской республике как инструмент оптимизации процесса развития туризма.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:

  1. Изучить проблему туристических ресурсов и туристско-рекреационный потенциал;
  2. Выявить развития туристско-рекреационного потенциала малых районных центров России;
  3. Дать характеристику деятельности по развитию туристско-рекреационный центр ЧР.

Теоретические основы исследования составили труды ведущих отечественных специалистов в трудах А.Ю. Александровой, А.И. Балабанова, И.Т. Балабанова, В.Г. Гуляева, Г.П. Долженко, И.В. Зорина, Н.И. Кабушкина, Г.А. Карповой, В.А. Квартальнова, Г.А. Папиряна, Ю.В. и др. Изучение теории и практики событийного туризма основано на работах А.В. Бабкина, Д. Гетца, С. Дамма, С. Лемера, А.А. Назимко, М. Сондера, У. Хальцбаура, А.В. Шумовича.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретические: анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: контент-анализ документов.

Опытно-экспериментальная база исследования: Чеченская республика.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в его рамках изучены вопросы теории и практики развития туризма в трудах отечественных и зарубежных исследователей, рассмотрены особенности разработки и проведения туристско-экскурсионных программ и определены возможности развития туристского потенциала малых городов и районов России.

Практическая значимость: исследования состоит в том, что выполнен анализ туристско-рекреационного потенциала ЧР, разработана туристическая программа, проведен расчет затрат и анализ эффективности разработки программы и рекомендации по ее реализации.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития туристско-рекреационного потенциала малых районных центров

1.1 Понятие туристских ресурсов и туристско-рекреационного потенциала в современной научной литературе

Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов.

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Вследствие своего бурного роста туризм в России стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место. В соответствии с Федеральным законом № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «туристские ресурсы — это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил». В научной литературе [Боголюбов, Орловская, 2005] под туристскими ресурсами понимается «совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

  • аттрактивность (привлекательность);
  • климатические условия;
  • доступность;
  • степень изученности;
  • экскурсионная значимость;
  • пейзажные и видео-экологические характеристики;
  • социально – демографические характеристики;
  • потенциальный запас;
  • способ использования и другие.

Туристские ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях. Условно их можно подразделить на две группы:

  • природные (природно-рекреационные);
  • инфраструктурные (рекреационно-познавательные).

Развитие туристского бизнеса требует наличия обоих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, памятников культуры, искусства туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

По другой классификации выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. Правовой режим отдельных видов ресурсов регулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитарно-эпидемиологическим и другие).

Основой формирования туристского продукта являются природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.

Природные ресурсы – компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и так далее), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях туризма. Одни из них не возобновляются, другие – восстанавливаются (самостоятельно или при участии человека).

Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культуры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных промыслов и так далее). Культурно-историческое наследие охватывает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.

На базе туристских ресурсов образуются и развиваются туристские центры – местности, привлекающие туристов в силу наличия природных и культурно-исторических ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туристов информации о них. Выделяют следующие типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный, приморский, альпийский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и другие. Приведенная типология свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комбинированными. Освоение и использование туристских ресурсов требует соответствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.

Материально-техническая база туризма – это совокупность средств труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и тому подобные), предназначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).

В состав материально-технической базы туризма входят: гостиницы, транспортные организации, предприятия питания, торговли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и так далее. Материально-техническая база имеет свою специфику в каждом виде туризма. Так, в горнолыжном туризме она наряду с гостиницами, турбазами, приютами включает канатные дороги, горнолыжные трассы, снаряжение для горнолыжников и другие. Особое место в материально-технической базе туризма занимают тематические парки (развлечений, дельфинарии, аквапарки и зоопарки и многие другие). Важным моментом при планировании использования туристских ресурсов является формирование инфраструктуры туризма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской индустрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к туристским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма.

Существуют также такие разновидности рекреационных и туристских ресурсов как природные лечебные и туристские информационные ресурсы [Можаев, 2007].

Туристские лечебные ресурсы – рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Туристские информационные ресурсы – информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. Значение растительного покрова в качестве рекреационного ресурса очень велико, так как с ним связано оздоровительное влияние ландшафта благодаря ионизационным и фитонцидным свойствам растений. Особенно велика роль лесов, ведь именно лесные массивы способствуют повышению содержания кислорода в воздухе и его ионизации. Ионизация – процесс образования ионов в воздушной среде, оказывающий очищающее действие на организм человека. Оптимальной ионизацией обладают смешанные леса, сосновые боры, а из отдельных древесных пород сосна, береза, липа, рябина, дуб, лиственница, ель, пихта.

  1. Асанова И.М. Организация культ урно-досуговой де ятельности: учебник для студ. учрежден ий вы сш. про ф. об разования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. - М: Издательский цен тр «Академия», 2017. - 192 с
  2. Александрова А.Ю. Теоретические осн овы географии тур изма // Туризм и культ урное на следие: Межвузовский сборник на учных труд ов. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2016. - Вып. 3. - С. 10-18.
  3. Александрова И.В. Методологические про блемы из учения мотивов тур изма: (Крит, анал из за руб, ис след.) / МГУ им . М. В. Ломоносова. Фак. журналистики., - М., 2018. - 532 с.
  4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика тур изма. Учебное по собие. – М.: Финансы и ста тистика, 2018. – 545 с.
  5. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика тур изма. М.: Академия, 2017. - 192 с.
  6. Власова Т.И. Анимационный менеджмент в тур изме: учеб. по собие для студ. вы сш. учеб. за ведений / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. - М.: Издательский цен тр «Академия», 2018. - 320 с.
  7. Гаранин Н.И. Менеджмент тур истской и гостиничной анимации: учеб. по собие. / Н. Гаранин, И. Булыгина. – М.: Советский спор т, 2017. – 128 с.
  8. Гировка Н.Н. Туристско-рекреационные ре сурсы территорий: пре дпосылки форм ирования: монография / Н.Н. Гировка; Нижегор. гос. архи тектур-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2015 - 294 с.
  9. Данилов, А. Ю. Региональные тур истские ре сурсы России. Ч. I: учебное по собие / А. Ю. Данилов; Яросл. гос. ун-т им . П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 120 с.
  10. Долженко Г.П. Основы тур изма. Учебное по собие. - Издательский цен тр «МарТ», 2018. – 621с.
  11. Дурович А.П. Организация тур изма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2013. – 209 с.
  12. Жарков А.Д. Технология культ урно-досуговой де ятельности / А.Д. Жарков. – М.: Изд-во МГУК; ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
  13. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурнодосуговая де ятельность: уч. по собие / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М., 1998. - 340 с.
  14. Искакова В.С. Проблема по нятия тур истско-рекреационного по тенциала в аспекте со временного об разования // Современные на укоемкие тех нологии. – 2005. – № 1 – С. 54-55.
  15. Каурова А.Д. Организация сфер ы тур изма: Учеб. по собие. - 2-е из д., пер ераб. И до п.- М.; СПб.: Изд. Дом Герда, 2017. - 319 с.
  16. Квартальнов В.А. Теоретические осн овы ста новления и раз вития сис темы не прерывного про фессионального об разования в сфер е тур истической де ятельности / В.А. Квартальнов. – М., 2000. – 382 с.
  17. Крайнова О.С. Разработка и ре ализация целевых про грамм внутр еннего и въездного тур изма в Нижегородской об ласти: по тенциал для форм ирования конкурент оспособной тур истской инд устрии ре гиона / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева. // Вестник Национальной академии тур изма. - 2014. - № 3(31). - С. 37-40.
  18. Крайнова О.С. Особенности госуд арственной по ддержки раз вития внутр еннего и въездного тур изма: опыт Нижегородской об ласти / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева. // Научное об озрение. - 2017. - № 7-2. - С. 668-670.
  19. Кружалин В.И. К84 География тур изма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. - М.: Федеральное агент ство по  тур изму, 2017. - 336 с.
  20. Курортно-рекреационный комп лекс в сис теме ре гионального раз вития: инновационные по дходы: материалы II Междунар. на уч.-практ. конф . Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. - 371 с.
  21. Кусков, А. С. Основы тур изма/А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2017. – 323с.
  22. Можаева, Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М.: ГАРДАРИКИ, 2017. – 230 с.
  23. Потапов А.П. Использование ре креационных ре сурсов в по вышении конкурент оспособности ре гиона: авто реф. дис . канд. экон. на ук. Волгоград, 2008. 24 с.
  24. Пядушкина И.И. Анимация в со циально-культурном сервисе и тур изме: учеб. по соб. / И.И. Пядушкина. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2017. – 192 с.
  25. Рекреационная география Нижегородской об ласти: учебное по собие / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва. – Н.Новгород: НГПУ им . К. Минина, 2018. – 223 с.
  26. Реутова Ю.Н. Оценка эффективно сти раз вития санаторно-курортного кластера / Ю.Н. Реутова // Стратегия об еспечения эконом ической без опасности России: материалы между народ. на уч.-практ. конф . (Сочи, 14-17 мая 2009 г.). - Сочи, 2009.
  27. Рындач М.А. Основы тур изма: Учебное по собие / М.А. Рындач, С.Н. Смоленский. - М.: Дашков и К, 2015. - 204 c.
  28. Самарина В.П. Основы тур изма (для бакалавров) / В.П. Самарина. - М.: КноРус, 2013. - 400 c.
  29. Созиева З.И. Роль тур истско-рекреационного комп лекса в раз витии ре гиональной эконом ики // Вестник Государственного университета управления 2017 - № 7.
  30. Стрельцов Ю.А. Культурология до суга: учеб. по собие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2018. – 186 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Туризм
2009 год 32 стр.
Курсовая Деятельность туристических предприятий
diplomstud
Курсовая работа Туризм
2013 год 49 стр.
Курсовая Анализ туристко-рекреационных ресурсов района
diplomstud
Курсовая работа Туризм
2016 год 65 стр.
Курсовая Студенческий Новосибирск
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское