ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, история возникновения и основные принципы опеки и попечительства
1.2 Правовое регулирование органов опеки и попечительства по действующему законодательству РФ
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РФ
2.1. Практика применения норм об опеке и попечительстве
2.2. Пути совершенствования сферы опеки и попечительства в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Актуальность исследования. На сегодняшний день, несмотря на важность и социальную значимость вопросам установления опеки и попечительства детьми, оставшимися без попечения родителей, в литературе уделяется недостаточное внимание. Эти проблемы освещаются либо в крайне сжатом виде на страницах учебников, либо затрагивают те или иные аспекты (чаще всего процессуальные) в периодических изданиях. Институт опеки и попечительства является гарантом прав и свобод детей, оставшихся без родительской поддержки. Эта категория несовершеннолетних, в силу своего возраста и эмоционального состояния особенно остро нуждаются в защите своих интересов. Именно поэтому изучение законодательства и проблем его практической реализации в целях осуществления надлежащей заботы за несовершеннолетними и повышения качества работы органов в указанной сфере является значимым и актуальным в любой период времени.
Степень научной изученности. К рассматриваемой теме обращались такие авторы как М.В. Антокольская, Е.А. Брылева, Е.М. Ворожейкин, А.Д. Градовский, А.Н. Лёвушкин, А.М. Нечаева, Е.А. Рыжова, О.Ю. Юрченко и других авторов, чьи труды посвящены проблемам института опеки и попечительства.
Источниковой базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Постановления Правительства РФ. Эмпирическую базу исследования составляет судебная практика.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения опеки и попечительства.
Предметом - правовые нормы, регулирующие как правоотношения по опеке и попечительству в Российской Федерации.
Цель - выявление механизма правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации и путей его совершенствования.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
- понятие, история возникновения и основные принципы опеки и попечительства;
- правовое регулирование органов опеки и попечительства по действующему законодательству РФ;
- практика применения норм об опеке и попечительстве;
- пути совершенствования сферы опеки и попечительства в РФ;
Методы исследования. При написании работы использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частно-научных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие, история возникновения и основные принципы опеки и попечительства
С момента рождения все граждане в равной мере обладают правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и обязанности. Однако дееспособность, т.е. способность осуществлять свои права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия при условии отсутствия обстоятельств, при которых возможно ограничение дееспособности или признания гражданина недееспособным.
Для восполнения недостающей или отсутствующей у этих граждан дееспособности, а также защиты их прав и интересов существует институт опеки и попечительства.
Понятия опеки и попечительства даны в ст. 2 Федерального Закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[1]. В частности в законе определено:
- опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
- попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В истории права России нормы законов об опеке и попечительстве отличались по содержанию и занимаемому месту в правовой системе в зависимости от принципов и задач[2].
В дореволюционной России опека и попечительство регулировалась нормами гражданского законодательства.
Первое упоминание на Руси об опеке есть в летописи в 879 г. В ней указывается, что «Умерши Рюрикови, предаст княжение Олгови от рода ему суща, вдав ему сын своей на руця Игоря, бысть бо дщети вельми» [3] , т.е. Рюрик назначает опекуном сыну своему родственника. Родственники в то время считались прирожденными и законными опекунами, другой опеки тогда не было. Опекуну надлежало заботиться о воспитании сироты, охранять его от обид и несправедливостей, а родичи ребенка сироты осуществляли строгий надзор за опекуном, и их мнение было непререкаемым. В отношении имущества, опекун обязанностей ни каких не имел, т.к. имущество принадлежало всему роду.
В период Московского царства отношения, возникающие при опеке, получили дополнительное правовое регулирование. Это проявилось в том, что опеку брали под контроль церковные институты, в обязанности которых входило знание семейной жизни своих прихожан, особенно сред тех семей, где были вдовы и сироты[4].
В эпоху реформ Петра I обязанность по назначению опекунов, возлагалась на магистраты, которые обязаны были назначать опекунов и наблюдать за организациями, т.е. опека стала государственным учреждением, контролирующим деятельность опекунов. Устройство детей под опеку было одним из направлений деятельности Петра I по ведению системы в дело заботы государства об оставшихся без семьи родителей детях[5].
В эпоху царствования Екатерины II, когда был принят Указ «Учреждения для управления губерний» в системе органов управления, заметное место занимали ведающие опекой над осиротевшими детьми. Причем в глазах императрицы опека была не единым учреждением, а «конгломератом как будто бы различных учреждений, и во всяком случае сословным» [6].
Переход опеки исключительно под контроль государства связывают с периодом империи. Впервые у государственной власти в России возникло намерение упорядочить эти нормы во второй половине XVIII в., когда в 1754г. была учреждена комиссия о сочинении проектов нового уложения. Вторая часть уложения в 6-15 главах предположительно должна была содержать ряд правил об установлении, осуществлении и прекращении опеки. Вместе с тем, только с созданием правил об опеке над лицами дворянского и городского сословия связано появление в отечественном праве тенденции систематизации норм, регулирующих отношения по опеке (попечительству)[7].