Введение
Глава 1 Налоговые системы Российской Федерации и республики Беларусь
1.1 Особенности налоговой системы республики Беларусь
1.2 Особенности налоговой системы Российской Федерации
Глава 2 Сравнительный анализ состояния налоговых систем России и Белоруси
2.1 Анализ структуры и динамики основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Анализ структуры и динамики основных налогов в консолидированный бюджет Беларуси
2.3 Основные проблемы и перспективы развития
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы обусловлена усилением роли и значения налоговой системы в качестве регулятора рыночной экономики, а также в качестве инструмента поощрения и активизации развития приоритетных отраслей отечественной экономики.
Особенно данное обстоятельство стало заметно в условиях утвержденной Правительством политики импортозамещения. Также, именно посредством грамотного использования налоговой политики и с помощью гибких налоговых ставок органы государственной власти могут более энергично осуществлять запланированную государственную деятельность в наиболее востребованной на сегодняшний день области экономики – а именно в сфере развития наукоемких производств, различного рода инноваций и перспективных прорывных технологий.
Именно налоговая система является именно тем предметом дискуссии, что остается актуальным весь период рыночных преобразований российской экономики. И сегодня продолжаются непрерываемые споры о перспективности и эффективности применяемых методах и способах реформирования экономической системы государства.
Объект исследования - национальная экономика, предмет исследования - эффективность налоговой политики.
Цель курсовой работы: проанализировать налоговую систему и налоговую политику России и Беларуси на современном этапе, определить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы, внести предложения по улучшению налогового регулирования, определить меры по совершенствованию налоговой системы в России и Беларуси.
В соответствии с поставленной целью был предложен ряд следующих задач:
1 Изучить теоретико-методологические основы изучения налогов и налогообложения в Российской Федерации и Беларуси;
2 Проанализировать механизм реализации налоговой системы и налоговой политики в Российской Федерации и Беларуси;
3 Выявить направления совершенствования налоговой системы в России и Беларуси на современном этапе.
Методологической базой выступает законодательная база по вопросам налогового регулирования, научные публикации зарубежных и отечественных авторов.
Методы исследования: количественный, качественный и регрессионный анализ.
Глава 1. Налоговые системы Российской Федерации и республики Беларусь
1.1 Особенности налоговой системы республики Беларусь
К основным законодательным элементам системы налогообложения относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налога, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, налоговый и отчетный период. Налогоплательщик (субъект) налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог.
В соответствии со ст.14 главы 2 НК РБ плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым или таможенным законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Под организациями понимаются: юридические лица Республики Беларусь; иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования).
Под физическими лицами понимаются: граждане Республики Беларусь; граждане либо подданные иностранного государства; лица без гражданства (подданства). Согласно ст. 15 НК РБ белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.
Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь. Белорусская организация имеет статус налогового резидента Республики Беларусь и исполняет налоговые обязательства в отношении доходов от источников в Республике Беларусь, доходов от источников за пределами Республики Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Иностранная организация не является налоговым резидентом Республики Беларусь и исполняет налоговые обязательства только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или в отношении доходов от источников в Республике Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь.
Налоговыми резидентами Республики Беларусь, согласно ст. 17 НК РБ, признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Налоговыми агентами признаются лица, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которых в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) (ст.23 НК РБ). Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик. В соответствии со ст. 24 НК РБ законными представителями плательщикаорганизации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании акт ов за конодательства или учредительных до кументов это й орган изации. Законными пре дставителями плат ельщика - физического лиц а при знаются лиц а, вы ступающие в качестве его пре дставителей в со ответствии с за конодательством.
Согласно ст.30 главы 3 НК РБ об ъектами на логообложения при знаются об стоятельства, с на личием кот орых у плат ельщика на логовое за конодательство или таможенное за конодательство связывают во зникновение на логового об язательства. Каждый на лог, сбор (пошлина) им еет сам остоятельный об ъект на логообложения.