Курсовая работа|Экономическая теория

Формирование антимонопольной политики в трансформирующейся экономике РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Теоретические основы возникновения монополий

1.1 Экономическое содержание монополии

1.2 Виды монополистических структур

Глава 2. Сущность и проблемы антимонопольной политики в России

2.1 Сущность антимонопольной политики в Российской Федерации

2.2 Методы государственной антимонопольной политики в России

2.3 Анализ естественных монополий в нефтегазовой сфере России

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность работы. История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике, поэтому изучение темы монополии в экономической науке очень важна и актуальна.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни населения, конкурентная борьба на рынках товаров и услуг привлекают в настоящее время пристальное внимание не только специалистов этой сферы, но и широких слоев населения. С развитием монополий стало ясно, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны.

Исходя из этого,  можно сказать, что антимонопольное законодательство и антимонопольная  политика являются важнейшими  основами структурной реорганизации в разных сферах экономики государства.

Антимонопольная политика непосредственно влияет на социально-экономическое развитие государства: количество произведенной продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках.

Объект исследования - совокупность экономических отношений между субъектами рынка и государством в процессе противодействия монополизму.

Предмет исследования - формирование антимонопольной политики в трансформирующейся экономике РФ.

Таким образом, цель настоящей курсовой работы – исследование теории монополии и сущности антимонопольного регулирования экономики. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • в первой главе рассматриваются теоретические основы возникновения монополий;
  • во второй главе рассматриваются сущность и проблемы антимонопольной политики в Российской Федерации;

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.

Информационной базой работы послужила современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы возникновения монополий

1.1 Экономическое содержание монополий

При успехе одного из участников рыночной борьбы за счёт привилегий, либо путем лишения оппонента возможности бороться в равных условиях, конкурентная борьба теряет стимул для увеличения продуктивности работы, развитию научного-технического прогресса.

В данном случае, причиной, по которой разрушается конкуренция и ее основы, и которая лишает конкурентную борьбу смысла является монополизм.

Монополизм заключается в том, что отдельный субъект рыночной экономики занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг. Этот субъект предлагает для рынка новый, специфический товар, который является единственным производителем продукта и контролирует весь рынок. В такой ситуации монополист не дает возможности возможным конкурентам участвовать в производстве и сбыте таких же, или аналогичных товаров и услуг. Таким образом человек, либо предприятие, либо регион получает выгодные условия торговли, в результате неспособности других экономических субъектов участвовать в конкурентной борьбе, а соответственно является полным монополистом.

В командно-административной государственной экономике появление монополизма неизбежно из-за выбранного способа управления и способа построения организационных структур. Государственная собственность, полное право государства на решение, что, сколько и для кого производить, слияние трёх ветвей власти, продолжающееся в течение многих лет, не могли не привести привести к экономической монополии. Также развитие экономической политики, в которой в качестве одного из основных принципов провозглашена концентрация и специализация производства, вылившаяся в создание гигантов индустрии, монополизировавших целые подотрасли общественного производства. 

Отраслевой характер управления государственной собственностью заключается в образовании министерств производственных отраслей, подчинивших себе большинство фирм отраслевого профиля и в результате ставших той самой огромной монополией на территории всей страны. Такой вид монополии отличается специфическими качествами. Это не привычный нам вид монополии предприятия, т.е. тут не преследуется цель производства отдельного продукта для завоевания рынка. Заполучив себе все отрасли, государство порождает диктат производителя над потребителем, заполучая производство и реализацию продуктов.

Не стоит забывать и другое, немало важное ответвление отраслевого монополизма, которому можно присвоить имя технологического монополизма. В ныне существующей экономике можно проследить не только конкуренцию товаров, но и конкуренцию технологий. При этом, одержав победу в данном виде конкурентной борьбы, появляются высокие шансы победить в конкуренции видов производимых товаров. Отрасль характеризуется единством технологии. Став единственным владельцем отраслевой технологии, государство сосредотачивает в своих руках отраслевую технологию. За неимением конкурентов, оно стремится к кардинальному изменению технологических процессов в масштабе отрасли

  1. Антитрестовское законодательство и экономика [пер. на руc. яз.] / Международный институт права США, 2019.
  2. Колосов А. В. Институциональная экономика. – М. – Гриф УМО ВО. – 2019 год. – 384 с.
  3. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – 19-е изд. – М. – Инфра. – 2017 год. – 1028 с.
  4. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 304 с.
  5. Пехтерева Е. А. «Газпром»: естественная монополия и ее перспективы // Проблема монополии в переходной экономике : проб.- темат. сб. / РАН ИНИОН ; Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. экономики ; отв. ред. и сост. вып. И. Г. Минервин. – М., 2017.
  6. ФАС России и Ассоциация антимонопольных экспертов обсудили актуальные вопросы антимонопольного регулирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=468591
  7. Федеральная Антимонопольная Служба. Национальный план по развитию конкуренции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/e407bf69c5ee5740a1d f3286315f8677205e1a5d/
  8. Федеральная антимонопольная служба – ФАС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://faswalk.fas.gov.ru
  9. Шумилов В. М. О необходимости пересмотра правовой и политической позиции по отношению к правовому положению ТНК в МЭП // Государство и право. – 2017. – № 7.
  10. Экономическая теория. Краткий курс : учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М. – КноРус – 2018 год. – 382 с.
  11. Экономическая теория: Учебник для вузов / Г.Е. Алпатова. – СПБ. – Гриф УМО ВО. – 2018 год. – 299с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2017 год 30 стр.
Курсовая Формы и методы регулирования рынка
Telesammit
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 41 стр.
Курсовая Сущность безработицы и ее регулирование
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское