ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Развитие законодательного регулирования патентного права в Российской Федерации
1.3. Процедура оформления патентных прав
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАТЕНТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Правовые механизмы защиты патентных прав
2.2. Отличительные особенности регулирования патентного права в Российской Федерации
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Актуальные проблемы оптимизации законодательства в сфере правового регулирования объектов патентных прав
3.2. Направления совершенствования правового регулирования патентного права в Российской Федерации
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАТЕНТНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Развитие законодательного регулирования патентного права в Российской Федерации
Патентное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм (институт гражданского права), регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи:
- с созданием технических решений, отвечающих установленным в законе признакам патентоспособности; получением правовой охраны изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами;
- передачей прав на такие объекты от одних участников гражданского оборота другим;
- защитой нарушенных прав авторов и патентообладателей.
Современные патентные правоотношения строятся на общегражданских принципах:
- автономии воли;
- свободы договора;
- недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
- юридического равенства субъектов прав;
- незлоупотребления правом, добросовестности.
Значительную часть в патентном законодательстве составляют административно-правовые нормы. Посредством них устанавливается процедура подачи и рассмотрения заявки на получения патента. Отдельные исследователи в связи с этим ставят под сомнение правомерность отнесения права интеллектуальной собственности в целом и патентного права в частности к гражданско-правовым институтам. Однако это неверно, поскольку процедурные вопросы получения патента органически связаны с обозначенными выше гражданскими отношениями; государственная регистрация носит правоустанавливающий характер.
Необходимость специального регулирования патентных отношений обусловлена особенностями патентоохраняемых объектов. В соответствии с современной экономической теорией, патентоохраняемые объекты относятся к общественным благам – объектам, использование которых одним субъектом не лишает всех иных лиц доступа к нему; не умаляет их возможностей по его использованию.
В каждый момент времени такие объекты может использовать для удовлетворения своих потребностей неограниченный круг лиц.
С обозначенным свойством неконкурирующего использования связан признак нелокализуемости в пространстве. Будучи нематериальными по своей природе, патентоохраняемые объекты могут свободно распространяться в общемировом масштабе.
Как было отмечено В. А. Дозорцевым, «действие права на материальный объект связано с его положением в пространстве, нахождением на территории определенного государства. А нематериальные объекты могут быть по своим натуральным свойствам использованы повсеместно. Следующей характеристикой патентоохраняемых объектов является их особая социально-экономическая значимость. При эффективном использовании такие объекты способны служить решению задач модернизации производства, удовлетворения потребительского спроса в высокотехнологических товарах, снабжения населения лекарственными препаратами и т.п.
Как было отмечено в Рекомендациях Международной торговой палаты (ICC), «меняющийся геоэкономический ландшафт вызвал повышенный интерес к IP как инстру мен ту обеспечения надежного экономического роста, и эта тенденция заметна как в государствах с развивающейся экономикой, стремящихся обеспечить свою экономическую базу, так и в развитых странах, желающих сохранить конкурентоспособность на мировом рынке».
Эти характеристики патентоохраняемых объектов определяют основные принципы патентного права, систему его институтов, особенности регулирования патентных правоотношений.
Во-первых, невозможность сдерживать использование таких объектов территорией одного государства обусловливает необходимость установления международных правовых стандартов их охраны, защиты возникающих на них исключительных прав. Неравномерность научноэкономического развития в общемировом масштабе обусловила различия в подходах государств к регулированию отношений в сфере интеллектуальной собственности. Развитые государства, на территории которых функционируют крупные инновационные компании, заинтересованы в максимальной защите на международном уровне интеллектуальных прав. Им крайне невыгодно свободное заимствование таких разработок иностранными компаниями. Но при этом развивающиеся государства заинтересованы в максимально свободном доступе к иностранным инновациям.
Во-вторых, патентоохраняемые объекты могут способствовать удовлетворению значимых потребностей неограниченного круга лиц. С их эффективным использованием сопряжен существенный публичный интерес. В связи с этим необходимо установить наряду с исключительным правом патентообладателя правовые средства воздействия на осуществление им своего права, институты, обеспечивающие в ограниченном объеме свободный доступ иных лиц к патентоохраняемой разработке.
Конструирование современных правовых систем, во-первых, подчиняется требованию обеспечения экономического и технологического прогресса. Во-вторых, представляет собой итог противостояния государств с различным уровнем развития, а потому обладающих различными представлениями о должном патентном регулировании. Иными словами, речь идет о двух базовых конфликтах, заложенных в основу патентной системы в общемировом масштабе:
1) развитых и развивающихся государств, в рамках которого первые выступают за максимальную защиту интеллектуальных прав, а вторые – за расширение случаев свободного доступа к патентоспособным разработкам;
2) частных интересов правообладателя и публичных интересов.
С учетом данных конфликтов были сформированы ключевые принципы патентного регулирования на международном и нацио нальном уровне.
На уровне международных соглашений (Парижская конвенция об охране промышленной собственности, Соглашение ТРИПС) устанавливается минимальный стандарт защиты исключительных прав, которую обязаны обеспечить на уровне своих правопорядков все государства, присоединившиеся к соглашениям. Это означает, что государства – участники таких соглашений, с одной стороны, должны закрепить в своих национальных законодательствах все предусмотренные на международном уровне гарантии интеллектуальных прав, с другой – они не вправе устанавливать дополнительные по отношению к тем, что закреплены на международном уровне, ограничения исключительных прав.
В соответствии с принципом нацио нального режима государства обязуются предоставлять иностранным гражданам и юридическим лицам в отношении охраны интеллектуальной собственности режим не менее благоприятный, чем тот, который они предоставляют своим собственным гражданам и юридическим лицам. В совокупности с принципом минимального стандарта защиты принцип нацио нального режима гарантирует, что инновационные компании и граждане-изобретатели практически повсеместно способны получить эффективную защиту своих интеллектуальных прав.
Наиболее выгодной для разработчиков патентоохраняемых объектов была бы ситуация, при которой их исключительные права признавались бы повсеместно с самого момен та создания, регистрации на территории государства происхождения. Вместе с тем перехода к международной защите исключительных прав не предвидится. Преобладающее большинство государств (прежде всего развивающихся) отказалось бы заключить международные соглашения, предусматривающие их обязанность автоматически признавать исключительные права на все созданные в мире разработки.
Наряду с требованием национального режима, предусмотрен принцип территориальной защиты патентных прав. В соответствии с ним защита предоставляется только на территории того государства, где такая защита испрашивается и предоставляется по закону данного государства (где выдан патент). Развивающимся государствам такая система выгодна по следующим причинам.
Во-первых, в рамках территориального принципа сохраняется высокая вероятность того, что у нацио нальных компаний сохранится возможность свободного использования объектов интеллектуальной собственности, созданного в иностранном государстве. Правообладатель попросту не пожелает патентовать соответствующую разработку в неразвитых государствах, по причине того, что не заинтересован в ведении на их территории бизнеса.
Соответственно, компании таких государств получат хотя бы потенциальную возможность использования разработок. Во-вторых, необходимость патентования разработки на территории каждого государства выгоднее для государства с позиции того, что оно, как правило, будет получать от правообладателя определенные денежные средства за поддержание патента.