Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами, каждая из которых (например, экономическая, социальная, политическая, духовная) представляют собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Одной из наиболее крупных и сложных систем является политическая система, предназначением которой является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе).
1. Политическая система: понятие и структура
В современной политической науке существуют различные подходы к определению политической системы, но наибольшее распространение получили теории трех американских ученых: Дэвида Истона (1917 г.), Габриэля Алмонда (1911 г.) и Карла Дойча (1912-1992 гг.), и, следственно, три подхода: системный, структурно-функциональный и информационно-кибернетический.
Так, один из ведущих американских политологов Д. Истон предложил вневременную модель политической системы, которая не зависит от каких-либо социально-экономических или культурных детерминант и полностью построена путем выделения ее наиболее общих и универсальных зависимостей. Д. Истон рассматривал политическую систему в качестве совокупности разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые тем или иным способом влияют на принятие и исполнение решений. При этом сущность политической системы, по мнению ученого, заключалась «в целенаправленном распределении соответствующих ценностей», которые делали возможной взаимосвязь всех человеческих действий, направляя их на задачи управления[1]. Процесс функционирования системы Д. Истон описывает как процесс взаимодействия трех ее элементов: «входа», «конверсии» и «выхода»[2].
Системный подход к изучению политической системы впервые применил американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс. Он рассматривал общество как сложную систему, состоящую из относительно автономных частей: экономической, политической, духовной и интегративной. У каждой из этих частей есть свои специфические функции, а совместно они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Политика в таком контексте понимается как некоторая подсистема, которая, в основном, сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения[3].
Если Т. Парсонс стремился создать теорию социетального действия, то анализ Д. Истона был сфокусирован именно на самой политической системе.
Последователь Д. Истона американский политолог Г. Алмонд в течение нескольких десятилетий развивал несколько иной подход к рассмотрению политической системы, а именно, структурно-функциональный. По его мнению, главным для нее является не целевой характер функционирования - распределения властных ценностей, а обеспечение легитимности принуждения, которое направлено, прежде всего, на стабилизацию власти и общества. Взаимодействие всех элементов системы в целях стабилизации политических порядков может обеспечить «политическая культура». Как полагал Г. Алмонд, «политическая система состоит из взаимодействующих между собой ролей, структур и подсистем и лежащей в их основе культуры»[4].
Принципиально иной подход в определении политической системы был предложен немецким политологом К. Дойчем, разработавшим ее информационно-кибернетическую модель. В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля»[5] он представил политическую систему как сложную совокупность информационных потоков и коммуникативных связей, которые определяются уровнями тех или иных политических агентов, исполняемыми ими ролями, решаемыми задачами, особенностями процессов переработки, передачи и хранения цепи сообщений, а также другими причинами и факторами.