Введение
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы
1.1 Налоговая система: понятие, цели, задачи, принципы построения
1.2 Нормативно-правовые основы формирования налоговой системы России
Глава 2. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.1 Анализ налоговой политики России за 2015-2020 гг.
2.2 Налоговая система РФ: проблемы и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
За последние 20 лет налоговая система Российской Федерации постоянно изменялась под влиянием множества факторов и условий, таких как социально-экономических, так и политических. Хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих налоговой системы Российской Федерации – ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и так далее. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них –отрицательные. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них – отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
Присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.
Подобным образом в перспективе должна функционировать налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – это непременное условие сбалансированности государственной казны.
В настоящее время Министерство финансов совместно с Федеральной Налоговой Службой в качестве основной цели ставит перед собой формирование и функционирование эффективной налоговой системы.
Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема курсовой работы «Современное состояние и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации» является актуальной.
Анализ современного состояния налоговой системы, выявление основных проблем, препятствующих эффективному развитию налоговой системы Российской Федерации, выявление основных мероприятий, направленных на совершенствование налоговой системы Российской Федерации с перспективой на будущее, позволяющих добиться оптимизации функционирования налоговой системы РФ на современном этапе, является сложной и важной задачей, что определяет актуальность данной курсовой работы.
Целью данной работы является анализ особенностей функционирования налоговой системы Российской Федерации, выявление основных мероприятий, направленных на совершенствование налоговой системы Российской Федерации с перспективой на будущее.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, к числу которых относится:
- описать понятие, цели, задачи, принципы построения налоговой системы;
- охарактеризовать нормативно-правовые основы формирования налоговой системы России;
- проанализировать налоговую политику России за 2015-2020 гг.;
- описать проблемы налоговой системы РФ и пути их решения.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает система отношений, связанных с налогообложением.
Предметом исследования является налоговая система Российской Федерации.
В курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся налоговой системы Российской Федерации на современном этапе.
Глава 1. Теоретические основы налоговой системы
1.1 Налоговая система: понятие, цели, задачи, принципы построения
Налогообложение – один из главных институтов государства, а отношения в сфере налогообложения, закрепленные в правовых актах государства, определяются политикой в сфере налогообложения, или налоговой политикой. С ее помощью государство формирует задачи, определяет мероприятия и мобилизует средства для более эффективного выполнения государством своих функций.
Налоговая политика – деятельность уполномоченных органов государственной власти и управления, реализуемая через комплекс мероприятий в сфере налогов и сборов как фискальных инструментов и регулирующих рычагов. То есть, налоговую политику следует рассматривать как совокупность организационных, экономических и правовых мероприятий, направленных на оптимальное сочетание частных и общественных интересов в экономической, социальной и других сферах взаимодействия.
Социально-экономическое содержание налоговой политики – это не догма, а перманентный процесс. Этот тезис иллюстрирует и разнообразие научных подходов к определению самой сущности налоговой политики.
Так, по мнению И.А. Майбурова: «Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества[1].
В.Г. Пансков определяет налоговую политику как «совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов»[2].
М.В. Карп предлагает такое определение: «Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны»[3].
Недостатком таких определений является то, что авторы трактуют налоговую политику через механизм ее реализации, и практически не упоминают о правовой регламентации и организации самого процесса налогообложения.
Такой же недостаток, по нашему мнению, содержит и определение В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина: «Налоговая политика представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых мер по регулированию налоговых отношений»[4].
«Приведенные определения налоговой политики, в сущности, близки и вытекают из определения государственной политики в целом. Государственная политика (от греческого «politika» - государственные и общественные дела), может характеризоваться «как сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, суть которой в определении форм, задач, которые входят в компетенцию государства»[5].»
Понятие «политика» имеет отношение ко всем сферам деятельности институтов власти.
Определяя основные направления политики, органы государственной власти осуществляют функции, для реализации которых она и создана.
Налоговую политику в России разрабатывает Министерство финансов РФ.
Налоговая политика, как экономическое понятие и набор конкретных инструментов уполномоченных органов имеет конкретные практические цели. Как известно, любой налог, помимо фискального и регулирующего действа, имеет еще побочные, внешние для фиска, социальные последствия. Поэтому налоговую политику следует рассматривать не просто как экономическую дефиницию, а как общественно-социальную. Общественная цена налогов измеряется передачей части личного благосостояния всему населению государства через бюджет.
Эволюция финансовой науки об общественном характере налоговой политики неразрывно связана с теоретической концепцией государственных благ, содержание которой должно быть пересмотрено в условиях глобализации. Дело в том, что в современных условиях возрастает роль налогов как социальных регуляторов распределения общественных благ. На эти вопросы и указывает российский ученый И. В. Караваева: «Современной экономической теории еще предстоят поиски баланса социальной и фискальной функций налоговой политики в условиях быстро меняющейся современной экономики»[6] .
Социальный характер налоговой политики проявляется через механизм ее реализации. По нашему мнению, уже в самой сущности налоговой политики заложены социальные признаки причинно-следственных связей. Распределительная и регулирующая функции налога обеспечивают регулирование стоимостных пропорций распределения и перераспределения части валового внутреннего продукта. С одной стороны, через действо собственно налоговой политики благосостояние конкретных плательщиков ухудшается (уплата налога всегда сокращает реальные доходы субъектов государства). Но, с другой стороны, налоговые поступления – это источник финансирования общественных благ, величина которых заметно улучшает благосостояние граждан.