Чрезвычайно опасные для существования человечества явления современного мира – конфликты и войны, фобии различного характера и стереотипы поведения, обусловленные просчетами в национально-государственной политике, некорректным освещением социальных вопросов в средствах массовой информации (СМИ) ведут к обострению социокультурных различий, расхождениям во взглядах, перерастающим в нетерпимость.
Идея толерантности восходит к истории философской мысли (Сократ, Аристотель, Конфуций). О толерантности писали известные философы (Т. Адорно, М. Бубер, Л. Валла, Т. Гоббс, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Л.А. Сенека, М. Фичино, М. Хайдеггер, М. Хоргхаймер), педагоги (Дж. Локк, Т. Кампанелла, Я. Корчак), психологи (М. Рокич, Э. Фромм), а также общественные деятели (М. Ганди, М.Л. Кинг и другие).
Несомненный интерес представляют современные исследования толерантности, уделяющие основное внимание практической стороне его развития. Работ по толерантности в последнее время появляется все больше, и их тематика весьма разнообразна. При этом среди теоретических работ эта проблема рассматривается с позиции культурологии, философии, психологии, социологии, педагогики. В.И. Гараджа исследовал межнациональную толерантность и религиозную нетерпимость. З.Т. Гасанов обращается к проблеме воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Б.С. Гершунский изучал межнациональную толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. Н.А. Победа раскрывала содержательные смыслы и социологическую интерпретацию толерантности. В.М. Соколов изучал состояние и тенденции толерантности. В.В. Форсова говорила о религиозных корнях толерантности. Е.В. Швачко рассматривал толерантность как социальную ценность.
Вместе с тем, все чаще мы видим, как нетерпимость через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает во все социальные институты. Среда военного вуза здесь не является исключением. Следует признать, что толерантность в значительной мере влияет и на развитие социального климата военного вуза, и на межличностные отношения будущих офицеров в целом.
Необходимость обращения к проблеме воспитания толерантности курсантов военного вуза обусловлена еще и тем, что это будущие офицеры, которые будут воспитывать солдат.
Вышесказанное позволило сформулировать проблему нашего исследования: каковы эффективные пути и средства, обеспечивающие успешность процесса воспитания толерантности у курсантов военного вуза как проявления их активной гражданской позиции.
Объектом исследования выступает толерантность как проявление активной гражданской позиции и социально-нравственное качество военнослужащего.
Предметом исследования является воспитание толерантности как проявления активной гражданской позиции у курсантов военного вуза.
Цель исследования: раскрыть теоретические основы толерантности как проявления активной гражданской позиции и социально-нравственного качества военнослужащих и выявить эффективные пути и способы его воспитания в военном вузе.
Задачи исследования:
- Рассмотреть сущностные характеристики толерантности как проявления активной гражданской позиции: понятие, содержание, структурные компоненты.
- Раскрыть сущность, цели и задачи воспитания толерантности курсантов в военном вузе.
- Обосновать необходимость организации воспитания толерантности у курсантов военных вузов.
В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных его цели и задачам: изучение и анализ культурологической, философской и педагогической литературы; наблюдение с целью сбора информации о проявлениях толерантности и интолерантности в поведении курсантов; анкетирование; тестирование.
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные и др.), поэтому различных людей необходимо воспринимать такими, какие они есть – со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. В этой связи толерантность становится основой цивилизованных отношений между людьми, считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом [1, c. 144].
Толерантность – сложный и противоречивый социальный феномен. Его термин был заимствован из латинского языка и означает «терпение», «терпеливость» [3, c. 15].
Безусловно, актуальность развития толерантности отражает приоритет общечеловеческих ценностей. Демократическое государство оказывается необходимым условием для стимулирования толерантности в социальных отношениях. Согласно российскому законодательству, в России невозможна дискриминация людей ни по каким признакам. В Конституции РФ прописано наличие равных прав для всех граждан страны.
Толерантность по факту имеет сразу несколько различных трактовок. «Толерантность представляет собой объединение в разнообразии. Толерантность включает в себя и моральную сторону, своеобразный долг, а так же политическую надобность. Толерантность по своей сути способна привести человечество от культурного противостояния, к культурному спокойствию. Толерантность так же следует рассматривать как восприятие действительности, которое образуется, в том числе, и при принятии прав и свобод человека для каждого такого человека на Земле» [3, c. 42]. Проявление толерантности следует воспринимать как проявление терпимости одного лица к другому, невзирая на то, что мировоззрение такого лица в корне отличается от мировоззрения другого лица. То же касается и вкусов, и культуры и других факторов. Толерантность так же следует рассматривать как допущение существования противоречащих собственным взглядам поступков, образа жизни, мыслей.
Проявление толерантности, предполагает наличие уважительного отношения к правам человека. Вместе с тем, в данном случае не идет речь о том, чтобы проявлять терпимость к поступкам, которые по факту относятся к проявлению непорядочности или социального ущемления, не предполагает так же обязательный отказ от собственного мнения, в пользу навязанных убеждений. В данном случае, проявление толерантности предполагает возможность каждого лица иметь свои собственные убеждения и при этом, терпимо относиться к убеждениям других. В данном случае во внимание берется тот факт, что все люди имеют отличную друг от друга внешность, поведенческие наклонности, речь, вместе с тем, несмотря на такого рода отличия, все они имеют полное право проживать на Земле и не обязаны подстраивать собственную индивидуальность под конкретные стандарты [5, c. 17]. Если говорить о толерантных отношениях, то в данном случае к ним относятся стремления лица осуществлять собственные действия в полной гармонии с действиями остальных людей, не прибегая к насильственному воздействию и давлению.
При всем разнообразии существующих подходов к осмыслению сущности толерантности, мы можем отметить, что толерантность представляет собой своего рода свойство личности и отражает ее способность к проявлению сдержанности, самообладанию и самоконтролю, гуманного отношения к окружающим людям, проявлению толерантных морально-психологических качеств, необходимых в процессе неблагоприятной окружающей обстановке. А ведь именно этому и должно быть посвящено основное внимание в военно-политической работе с курсантами военного вуза.
Можно предположить, если качество толерантности сформировано у личности, то оно и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время наблюдения показывают, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Иначе говоря, толерантность бывает разных видов: межличностная, социальная, национальная и межнациональная толерантности, веротерпимость. В рамках идей толерантности следует выделить категорию отношений, включающих нетерпимость (интолерантность).
Компоненты толерантности позволяют определить признаки проявления толерантности (Таблица 1).
Таблица 1 – Основные компоненты и признаки проявления толерантности
Компонент
|
Признаки проявления
|
1
|
2
|
1. Когнитивный
|
Знания и представления о толерантности, о морально-психологических качествах личности
|
2. Эмоциональный
|
Отношение к агрессивности (выдержка, самообладание, самоконтроль и саморегуляция)
Эмпатические способности (отзывчивость и сопереживание)
|
3. Поведенческий
|
Предпочитаемый стиль поведения в конфликтных ситуациях
Коммуникативные умения
|
Указанные нами основные компоненты и признаки проявления толерантности необходимы, поскольку они позволяют определить ориентиры в дальнейшей работе.
Исходя из вышесказанного, следует, что человек свободен в построении своей жизни, но она ограничена нормами, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Это значит, что толерантная личность должна обладать определенными качествами: эмпатией, сотрудничеством, общительностью, открытостью, справедливостью, дружелюбием, самостоятельностью, взаимной поддержкой, уважением к другим людям и т.д.
Повсеместное следование основному принципу толерантности, который заключается в признании «другого», образует собой особую мощь, которая в состоянии занять решающие позиции в процессе формирования здоровых социальных отношений. Толерантность в данном случае представляет собой особую инструкцию действий, если имеют место различные культурные ценности, которые позволяют людям взаимодействовать между собой, доверять, а не воспринимать непохожих или выделяющихся из привычной людской массы людей как чужих, и тем более как врагов. Толерантность находится на одном уровне с такими понятиями как гуманность, взаимопомощь, взаимопонимание, компромисс и др.