Реферат|Военные дисциплины

Научный реферат Толерантность как проявление активной гражданской позиции и ее воспитание в военном ВУЗе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 35

Введение

1. Толерантность как проявление активной гражданской позиции и ее сущностные характеристики

2. Сущность, цели и задачи воспитания толерантности курсантов военного вуза

3. Организация процесса воспитания толерантности курсантов в военном вузе

Заключение

Библиографический список

Приложение А. Анкета «Толерантность»

Приложение Б. Тест «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко)

Приложение В. Тест «Коммуникативная толерантность» (В.В. Бойко)

Приложение Г. Тренинг «Толерантность: что это?»

Чрезвычайно опасные для существования человечества явления современного мира – конфликты и войны, фобии различного характера и стереотипы поведения, обусловленные просчетами в национально-государственной политике, некорректным освещением социальных вопросов в средствах массовой информации (СМИ) ведут к обострению социокультурных различий, расхождениям во взглядах, перерастающим в нетерпимость.

Идея толерантности восходит к истории философской мысли (Сократ, Аристотель, Конфуций). О толерантности писали известные философы (Т. Адорно, М. Бубер, Л. Валла, Т. Гоббс, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Л.А. Сенека, М. Фичино, М. Хайдеггер, М. Хоргхаймер), педагоги (Дж. Локк, Т. Кампанелла, Я. Корчак), психологи (М. Рокич, Э. Фромм), а также общественные деятели (М. Ганди, М.Л. Кинг и другие).

Несомненный интерес представляют современные исследования толерантности, уделяющие основное внимание практической стороне его развития. Работ по толерантности в последнее время появляется все больше, и их тематика весьма разнообразна. При этом среди теоретических работ эта проблема рассматривается с позиции культурологии, философии, психологии, социологии, педагогики. В.И. Гараджа исследовал межнациональную толерантность и религиозную нетерпимость. З.Т. Гасанов обращается к проблеме воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Б.С. Гершунский изучал межнациональную толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. Н.А. Победа раскрывала содержательные смыслы и социологическую интерпретацию толерантности. В.М. Соколов изучал состояние и тенденции толерантности. В.В. Форсова говорила о религиозных корнях толерантности. Е.В. Швачко рассматривал толерантность как социальную ценность.

Вместе с тем, все чаще мы видим, как нетерпимость через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает во все социальные институты. Среда военного вуза здесь не является исключением. Следует признать, что толерантность в значительной мере влияет и на развитие социального климата военного вуза, и на межличностные отношения будущих офицеров в целом.

Необходимость обращения к проблеме воспитания толерантности курсантов военного вуза обусловлена еще и тем, что это будущие офицеры, которые будут воспитывать солдат.

Вышесказанное позволило сформулировать проблему нашего исследования: каковы эффективные пути и средства, обеспечивающие успешность процесса воспитания толерантности у курсантов военного вуза как проявления их активной гражданской позиции.

Объектом исследования выступает толерантность как проявление активной гражданской позиции и социально-нравственное качество военнослужащего.

Предметом исследования является воспитание толерантности как проявления активной гражданской позиции у курсантов военного вуза.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы толерантности как проявления активной гражданской позиции и социально-нравственного качества военнослужащих и выявить эффективные пути и способы его воспитания в военном вузе.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущностные характеристики толерантности как проявления активной гражданской позиции: понятие, содержание, структурные компоненты.
  2. Раскрыть сущность, цели и задачи воспитания толерантности курсантов в военном вузе.
  3. Обосновать необходимость организации воспитания толерантности у курсантов военных вузов.

В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных его цели и задачам: изучение и анализ культурологической, философской и педагогической литературы; наблюдение с целью сбора информации о проявлениях толерантности и интолерантности в поведении курсантов; анкетирование; тестирование.

 

  1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Людям свойственны разные воззрения и интересы (социальные, экономические, национальные, вероисповедные и др.), поэтому различных людей необходимо воспринимать такими, какие они есть – со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. В этой связи толерантность становится основой цивилизованных отношений между людьми, считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом [1, c. 144].

Толерантность – сложный и противоречивый социальный феномен. Его термин был заимствован из латинского языка и означает «терпение», «терпеливость» [3, c. 15].

Безусловно, актуальность развития толерантности отражает приоритет общечеловеческих ценностей. Демократическое государство оказывается необходимым условием для стимулирования толерантности в социальных отношениях. Согласно российскому законодательству, в России невозможна дискриминация людей ни по каким признакам. В Конституции РФ прописано наличие равных прав для всех граждан страны.

Толерантность по факту имеет сразу несколько различных трактовок. «Толерантность представляет собой объединение в разнообразии. Толерантность включает в себя и моральную сторону, своеобразный долг, а так же политическую надобность. Толерантность по своей сути способна привести человечество от культурного противостояния, к культурному спокойствию. Толерантность так же следует рассматривать  как восприятие действительности, которое образуется, в том числе, и при принятии прав и свобод человека для каждого такого человека на Земле» [3, c. 42]. Проявление толерантности следует воспринимать как проявление терпимости одного лица к другому, невзирая на то, что мировоззрение такого лица в корне отличается от мировоззрения другого лица. То же касается и вкусов, и культуры и других факторов. Толерантность так же следует рассматривать как допущение существования противоречащих собственным взглядам поступков, образа жизни, мыслей.

Проявление толерантности, предполагает наличие уважительного отношения к правам человека. Вместе с тем, в данном случае не идет речь о том, чтобы проявлять терпимость к поступкам, которые по факту относятся к проявлению непорядочности или социального ущемления, не предполагает так же обязательный отказ от собственного мнения, в пользу навязанных убеждений. В данном случае, проявление толерантности предполагает возможность каждого лица иметь свои собственные убеждения и при этом, терпимо относиться к убеждениям других. В данном случае во внимание берется тот  факт, что все люди имеют отличную друг от друга внешность, поведенческие наклонности, речь, вместе с тем, несмотря на такого рода отличия, все они имеют полное право проживать на Земле и не обязаны подстраивать собственную индивидуальность под конкретные стандарты [5, c. 17]. Если говорить о толерантных отношениях, то в данном случае к ним относятся стремления лица осуществлять собственные действия в полной гармонии с действиями остальных людей, не прибегая к насильственному воздействию и давлению.

При всем разнообразии существующих подходов к осмыслению сущности толерантности, мы можем отметить, что толерантность представляет собой своего рода свойство личности и отражает ее способность к проявлению сдержанности, самообладанию и самоконтролю, гуманного отношения к окружающим людям, проявлению толерантных морально-психологических качеств, необходимых в процессе неблагоприятной окружающей обстановке. А ведь именно этому и должно быть посвящено основное внимание в военно-политической работе с курсантами военного вуза.

Можно предположить, если качество толерантности сформировано у личности, то оно и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время наблюдения показывают, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Иначе говоря, толерантность бывает разных видов: межличностная, социальная, национальная и межнациональная толерантности, веротерпимость. В рамках идей толерантности следует выделить категорию отношений, включающих нетерпимость (интолерантность).

Компоненты толерантности позволяют определить признаки проявления толерантности (Таблица 1).

Таблица 1 – Основные компоненты и признаки проявления толерантности

Компонент

Признаки проявления

1

2

1. Когнитивный

Знания и представления о толерантности, о морально-психологических качествах личности

2. Эмоциональный

Отношение к агрессивности (выдержка, самообладание, самоконтроль и саморегуляция)

Эмпатические способности (отзывчивость и сопереживание)

3. Поведенческий

Предпочитаемый стиль поведения в конфликтных ситуациях

Коммуникативные умения

Указанные нами основные компоненты и признаки проявления толерантности необходимы, поскольку они позволяют определить ориентиры в дальнейшей работе.

Исходя из вышесказанного, следует, что человек свободен в построении своей жизни, но она ограничена нормами, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Это значит, что толерантная личность должна обладать определенными качествами: эмпатией, сотрудничеством, общительностью, открытостью, справедливостью, дружелюбием, самостоятельностью, взаимной поддержкой, уважением к другим людям и т.д.

Повсеместное следование основному принципу толерантности, который заключается в признании «другого», образует собой особую мощь, которая в состоянии занять решающие позиции в процессе формирования здоровых социальных отношений. Толерантность в данном случае представляет собой особую инструкцию действий, если имеют место различные культурные ценности, которые позволяют людям взаимодействовать  между собой, доверять, а не воспринимать непохожих или выделяющихся из привычной людской массы людей как чужих, и тем более как врагов. Толерантность находится на одном уровне с такими понятиями как гуманность, взаимопомощь, взаимопонимание, компромисс и др.

  1. Гаряев, Н.В. Формирование толерантного сознания курсантов военного вуза // Аспирант и соискатель. – 2006. – №4. – С. 143-147.
  2. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приори­тетов образования // Педагогика. – – №7 – С.3 - 12.
  3. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический Проект, 2014. – 176 с.
  4. Калинина, С.Б. Межэтническая толерантность как задача обучения и воспитания курсантов военного вуза // Наука. Общество. Оборона. – – №1. – С. 143-147.
  5. Фомина, М.Ф. М Формирование толерантности курсантов военного вуза как фактора их профессиональной социализации // Вестник Адыгейского государственного университета. – – №2. – С.15-21.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Военные дисциплины
2016 год 19 стр.
Реферат Специальная операция
diplomstud
Реферат Военные дисциплины
2015 год 11 стр.
Характеристика военной прокуратуры
Реферат Военные дисциплины
2016 год 16 стр.
Дисциплинарный устав в жизни военнослужащих
Реферат Военные дисциплины
2016 год 11 стр.
Авторазливочная станция

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское