Введение
1 Фирма и рынок. Равновесие производителя.Изокванты и изокоста
1.1 Фирма и рынок. Равновесие производителя
1.2. Особенности построения изокванты и изокосты
2 Линия роста фирмы. Расширение производства и отдача от маштаба. Постоянная, возрастающая и убывающая отдача от маштаба
2.1 Линия роста фирмы
2.2 Расширение производства и отдача от масштаба. Постоянная, возрастающая и убывающая отдача от масштаба
3 Проблема оптимальных размеров производства и структура отраслей. Производственная и рыночная стратегия фирмы
4 Концентрация и централизация производства. Диверсификация капитала современной фирмы
Заключение
Список использованных источников
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется множеством хозяйственных субъектов -предприятиями, организациями, фирмами, домохозяйствами. В условиях усложнения экономических отношений, процессов организации и управления производством именно фирмы становятся главными участниками предпринимательской деятельности, выступают особыми институтами распределения ресурсов и производства основной массы товаров и услуг. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что фирма выступает одной из наиболее эффективных форм организации экономической деятельности.
В российской экономике фирма как особый институт и явление рыночной экономики находится на стадии своего формирования и развития и нуждается в концептуальном и научно-методическом обеспечении.
В условиях современной экономики России становление фирм характеризуется как сложный и противоречивый процесс. В результате трансформационных преобразований сформировались неравные условия хозяйственной деятельности, низкий уровень защиты прав собственности, стал развиваться неформальный сектор теневой экономики. Опережающее развитие форм фирм по сравнению с процессом принятия законов, доминирование неформальных институтов в деятельности фирм, нарушение фирмами законов, стремление крупных фирм к монопольной власти, сращивание бизнеса с властью, высокое налоговое бремя, существование административных барьеров определили специфику их становления в российской экономике.
Изучение фирмы как особого института в современной экономике России обусловливает необходимость исследования институциональной среды и ее элементов. Институциональная среда российских фирм, формирующая рамочные условия их деятельности, характеризуется слабостью экономических институтов, непостоянством законодательных основ, что осложняет предсказуемость и определенность развития фирм.
Целями курсовой работы являются изучение теории фирмы и анализ ее равновесия
Задачи курсовой работы:
Охарактеризовать сущность фирмы, равновесие производителя;
Описать значение изокванты и изокосты;
Рассмотреть виды отдачи от масштаба;
Исследовать стратегии развития фирмы;
Решить представленные задачи.
Литература представлена экономическими изданиями, статистическими сборниками.
1 Фирма и рынок. Равновесие производителя.Изокванты и изокоста
1.1 Фирма и рынок. Равновесие производителя
Термин «фирма» впервые стал использоваться в 14–15 веках в северных и центральных областях Италии на фоне зарождающихся там капиталистических отношений. В докапиталистическую эпоху фирмы как таковые не существовали. Они представляли собой купеческие, ремесленные предприятия и характеризовались следующими признаками [1]:
1) использование подневольного труда;
2) традиционный характер деятельности;
3) второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.
Современная фирма представляет собой организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.
К функциям фирмы относят:
1) ресурсную - предполагает концентрацию и использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным и стоимостным характеристикам должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Реальная фирма, действующая в условиях рыночной среды, может приобрести только доступные ресурсы, поскольку имеет ограниченные возможности. Отсюда вытекает с одной стороны, качественная однородность фирмы, а с другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые была сделана ставка.
2) организационную функцию - организация определенного вида производства. При этом влияние рыночной среды на фирму проявляется на «входе» в производственный процесс через цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» из него через спрос на готовую продукцию. Сама же организация производства, т.е. выбор технологий, создание стимула к труду, контроль качества, структура управления является сугубо внутрифирменным делом.
3) сбытовую функцию – осуществление фирмой сбытовой деятельности. Готовая продукция может быть доведена до потребителя с помощью различных схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.
4) функцию получения прибыли и несение риска. Прибыль является целью деятельности фирмы и служит источником ее дальнейшего развития. Однако помимо прибыли фирма может нести убытки, что связано с несением ею рисков и обусловлено функционированием в изменчивой рыночной среде. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей [4].
5) творческую функция и накопление опыта. Предпринимательский талант является одним из факторов производства. Некоторые исследователи выделяют его в качестве пятого фактора производства наряду с основными факторами производства, такими как капитал, земля, труд, информационные ресурсы. Кроме того, фирма является самообучающейся системой. Удачи и неудачи анализируются с целью наращивать преимущества и устранять недостатки.
Основные цели фирмы:
1) максимизация экономической прибыли;
2) максимизация продаж;
3) завоевание престижа фирмы на рынке;
4) ограничение проникновения других фирм на данный рынок.
Основные принципы организации фирм:
1) фирма базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
2) принцип концентрации средств производства, в то время как на рынке существует обособление средств производства;
3) использование прямых методов контроля, в то время как на рынке присутствуют косвенные методы контроля;
4) единоначалие, которое основывается на административных формах управления [8].