Введение
Глава 1. Теоретические основы финансирования деятельности корпораций
1.1. Корпорация: понятие и историческое развитие
1.2. Источники финансирования деятельности корпорации
1.3.Финансирование деятельности на основе собственных средств (понятие, структура)
Глава 2. Анализ собственных источников финансирования деятельности корпораций
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО «Газпром»
2.2 Анализ использования собственного капитала в ПАО «Газпром»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию финансирования корпорации
3.1 Преимущества и недостатки использования собственного капитала для финансирования деятельности корпорации
3.2 Мероприятия по совершенствованию финансирования корпорации
Заключение
Список используемой литературы
В современных рыночных отношениях успешная деятельность хозяйствующего субъекта в большей степени зависит от возможности адаптации организации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. В таких условиях для хозяйствующих субъектов особое важное значение имеет обеспечение собственным капиталом в достаточном количестве и оптимальной структуре.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью обеспечения достаточной эффективности управления собственным капиталом в целях увеличения финансовых результатов деятельности корпорации.
Актуальность обусловлена тем, что главной целью финансового менеджмента является рост благосостояния собственников. Формализация этой цели означает повышения эффективности управления собственным капиталом и принятия обоснованного решения по распределению чистой прибыли в интересах собственников. Показатели эффективности управления собственным капиталом выражают цели финансовой стратегии и финансовой политики корпорации.
Целевыми показателями для большинства хозяйствующих субъектов являются рентабельность собственного капитала, темп накопления собственного капитала, темп внутренней и рыночной капитализации.
Сформированный на первом этапе собственный капитал корпорации позволяет обеспечить производственный процесс, по результатам которого появляется возможность получение прибыли. Рост прибыли при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска, позволяет обеспечить финансовую устойчивость организации и способность его дальнейшего развития. Более того дает возможность находить дополнительные источники формирования и финансирования собственного капитала, и повышать эффективность и качество его использования, что определяет актуальность исследования.
Целью выполнения работы является проведение анализа эффективности управления собственным капиталом корпорации и обоснование управленческих решений, направленных на достижение основной цели финансового менеджмента – роста благосостояния собственников.
Для выполнения работы определены следующие задачи:
- раскрыть основные понятия, экономическую сущность и структуру собственного капитала;
- определить значение, задачи и функции политики управления собственным капиталом корпорации;
- выделить этапы и методы управления собственным капиталом корпорации;
- дать организационно-экономическую характеристику корпорации и основных результатов ее хозяйственно-финансового деятельности;
- провести анализ состава, структуры и динамики капитала корпорации;
- провести анализ эффективности собственного капитала;
- обобщить результаты проведенного исследования и дать рекомендации по совершенствованию управления собственным капиталом.
Объектом исследования в данной работе выступает ПАО «Газпром».
Предмет исследования – собственный капитал ПАО «Газпром».
Методической основой работы стали методы финансового планирования и прогнозирования; методы организации движения финансовых ресурсов и капитала, бухгалтерского и управленческого учета, финансового анализа и контроля.
Глава 1. Теоретические основы финансирования деятельности корпораций
1.1. Корпорация: понятие и историческое развитие
Проанализируем основные вехи исторического развития понятия «корпорация». Начальный этап становления понятия «корпорация» отсылает нас в самую глубокую древность. Так, уже история Древнего Египта не представляется без объединённых групп жрецов, которые играли достаточно важную роль в эволюции древнеегипетского общества.
Аналогичные объединения-корпорации мы находим и в литературных источниках о Древней Греции - сообщества орфиков, пифагорейцев. Общеизвестно, что в Греции хорошо развивались пути морского сообщения, а это лишь подтверждает тот факт, что греки в рамках своей совместной деятельности пользовались именно этим форматом коллективного взаимодействия.
Хотя исторические источники не дают точных подтверждений данного факта, но дальнейшее зарождение и развитие корпораций в средневековой Европе несомненно, где также хорошо развивалось морское дело, а первые корпорации появлялись именно на почве колониальных кампаний и экспедиций по морю, бесспорно, доказывает справедливость данной информации. Из Греции совместные формы ведения дел перекочевали в хозяйственную жизнь древнего Рима.
Применение термина "corporati", который используется, как правило, для обозначения отдельных элементов в коллективном объединении, встречается с конца IV века. Именно заслугой римских юристов является облик особой юридической личности, которая функционирует обособленно от отдельных индивидов. Для конкретизации прав, которыми обладала такая юридическая личность, в римском праве был введен термин "corpus habere".
Сам термин "corpus" имел несколько трактовок. Данный термин использовался для обозначения тела как материального объекта, физического действия, вещества или материи, совокупности различных предметов как единого целого [11]. Римское частное право делает первые шаги к созданию и эволюции первых терминов для обозначения корпоративного союза, а, следовательно, и к зарождению понятия «корпорация».
Сформированные в древнем Риме первые корпорации утратили свое значение во времена падения Римского государства, но накопленные знания и опыт, традиции делового взаимодействия сохранились и были приняты народами, которые образовались в результате распада великой империи [16].
Следующий этап развития понятия «корпорация» начинается в средние века. У истоков формирования корпораций после падения великой римской империи стояли коллективные формы, называемы торговыми гильдиями. Как и в древнем Риме, они были необходимы в основном для общего использования средств отдельных членов с целью организации более крупных форм хозяйственной деятельности без рисков для их участников [1].
Гильдии представляли собой специализированные коллективные объединения купцов и различались в соответствии с их сферами деятельности. Для данного рода союзов была характерна общая ответственность членов гильдии, основанная на единых для всех условиях совместной деятельности, что доказывает их неспособность стать целостными хозяйственными единицами [2].
Прототипом современных хозяйственных сообществ являются также товарищества в горной отрасли, сформированные в Германии XII века. В этом объединении уже намечается развитие задатков корпоративной организации. В то время мониторингом организации занималось общее собрание, на котором большинством голосов регулировались все вопросы [8].
Историографический анализ проблемы показал, что усложненные виды корпоративных организаций зародились в Голландии. Конец XVI века ознаменован в стране расцветом промышленной и торговой отраслей. Именно в это время корпоративный формат взаимоотношений в подобного рода общественных группах используется как самый эффективный. Необходимо отметить, что не осталась в стороне в процессе развития понятия «корпорации» и Англия, которая, несомненно, сыграла значимую роль в становлении корпоративного строя [7].
То, что Великобритания выступала родоначальницей современной трактовки понятия «корпорация» является историческим фактом. Различные религиозные объединения и муниципальные организации являются прототипами корпораций некоммерческого типа. В период средневековья главными английскими корпорациями считались торговые гильдии. Параллельно с гильдиями наблюдалось и формирование корпоративных организаций, называемых «компаниями», образованных как результат эволюции внешней торговли Англии, главным образом, по морю.
Третьим периодом в развитии понятия «корпорация» считается этап-возникновение акционерных сообществ, то есть, компаний, деятельность которых основывается на использовании объединенных средств членов данного сообщества. Изначально общий капитал компании складывался из доходов представителей купеческого сословия, занимающихся торговлей, и функционировал, как правило, временно – имеющееся имущество и полученный доход распределялись равномерно между акционерами. Законы и устои, по которым живет и регулирует свои внутренние отношения корпорация, закладываются и формулируются постепенно [9].
Одними из самых первых зародились правила организации и регламент проведения общих собраний, согласно которых было установлено, что они должны проводиться в заранее известном всем месте, один из участников имеет только один голос, посещение собраний является обязательством для каждого члена, в случае пренебрежения данным правилом к нарушителю применялись штрафные санкции.
По срочности собрания подразделялись на плановые и экстренные. Именно на заре XVIII века компании играют все более важную роль в развитии экономического потенциала Англии [4]. Совсем другую траекторию институт корпораций преодолевает в Германии [3].
Главным образом это связано с тем, что их развитие было определено внешней политикой государства и внутренними разорительными для экономики войнами. Самые первые корпорации в Германии зарождаются только в XVIII веке. Процесс создания корпораций проходил довольно медленно, так в 1843 году в Германии зарегистрировались 29 корпораций, в тот же период в Англии были учреждены 994 акционерных объединения, а с 1844 по 1856 год уже было зарегистрировано 4409.
Германское гражданское уложение регламентировало правовые положения, действовавшие в корпорациях. Несмотря на более позднее появление акционерных организаций [15] в сравнении с другими странами, им удалось завоевать достаточно устойчивые горизонты в экономике немецкого общества. Четвертый период знаменован становлением понятия «корпорация» в США и России в разные исторические эпохи. Так в XVIII веке встречается первое упоминание понятия «корпорации» в США [17].
Однако, организация производства в виде корпоративного формата взаимоотношений американцы позаимствовали у англичан, и у них же они переняли правило о возможности организовывать данного рода объединение, которое работало вплоть до середины XIX века [6].
На территории Соединенных Штатов Америки корпорации выступают доминирующим форматом деловых отношений в рыночной экономике Запада. Американские авторы считает корпорацию одним из основных институтов реальности того времени [10].
В России зачатки акционерной реформы относят к XVII-XVIII вв. Однако, что касается развития законодательной базы, сопровождающей данное явление, один из первых нормативных документов, регулирующих процесс создания, существования и упразднения обществ акционерного типа, обществ торговой сферы, корпораций, был разработан в 1807 г. С целью анализа исторического аспекта возникновения понятия «корпорация» необходимо уточнить, что впервые Российское акционерное движение вызвало интерес у граждан еще во времена правления Алексея Михайловича, на суд которого и представили проект создания крупной компании [15].
Следует заметить, что первые шаги в применении акционерной формы организации деловых отношений предпринимались еще при Петре I. Государство постепенно заменяет автономию и имущественную самостоятельность юридических лиц, в том числе акционерных компаний, жестким мониторингом и контролем [15].