Введение
1 Теоретико-методические основы стратегического анализа
1.1 Цели и задачи стратегического анализа потребителей и конкурентов
1.2 Конкурентный анализ. Объект и общие методы стратегического анализа
1.3 Методика стратегического анализа конкурентов и потребителей
2 Стратегический анализ и оценка потребителей и конкурентов компании ИП «Иванова И. А.»
2.1 Общая характеристика компании «ИВАНОВА И. А.»
2.2 Стратегический анализ потребителей и конкурентов компании
2.3 SWOT - анализ ИП «Иванова И. А.»
2.4 Совершенствование конкурентной стратегии торговой организации и мероприятия по ее реализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
Изменение рыночной среды требует стратегического подхода к системе управления бизнесом во всех его сферах. По сути, стратегия – это документ долгосрочного планирования, его результат.
Стратегия развития компании является приоритетом, целью и результатом, которого она достигнет. Стратегия развития бизнеса определяется на этапе создания и развития компании. Эффективная работа и функционирование любой компании базируется на стратегическом планировании, и контроле за выполнением планов. Стратегия развития – формируется как часть миссии компании с описанием тактических целей и задач компании и способов их решения.
Стратегический менеджмент – сравнительно недавно появившаяся концепция в практике менеджмента. Во-первых, стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных компаний. Однако, в то время как малые предприятия играют такую важную роль, их потребность в стратегическом управлении уже нельзя игнорировать. Малые предприятия вносят весомый вклад в обеспечение процветания экономики, создание рабочих мест и разработку технологических инноваций. Малый бизнес представляет собой крупнейший слой предпринимателей, определяющий социально-экономическое и политическое развитие страны. Большая часть национальных ресурсов создается и распространяется в секторе малого бизнеса, который является питательной средой для средних и крупных компаний. Один из способов улучшения малого бизнеса – создание стратегии развития.
Цель работы – формирование оптимальной стратегии развития предприятия малого бизнеса на примере ИП «Иванова И. А.».
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
– Рассмотреть теоретико-методические основы стратегического анализа потребителей и конкурентов организации;
– Исследовать цели и задачи стратегического анализа потребителей и конкурентов;
– Изучить конкурентный анализ. Объект и общие методы стратегического анализа;
– Определить методику стратегического анализа конкурентов и потребителей;
– Дать общую характеристику компании ИП «Иванова И. А.»;
– Провести стратегический анализ потребителей и конкурентов компании;
– Провести SWOT – анализ ИП «Иванова И. А.»;
– Разработать программу для совершенствования конкурентной стратегии торговой организации и мероприятия по ее реализации.
Объект исследования – малое предприятие ИП «Иванова И. А.».
Предмет исследования – обеспечение эффективной деятельности предприятия малого бизнеса через формирование оптимальной стратегии его развития.
Стратегия разрабатывается на основе анализа потребителей и конкурентов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретико-методические основы стратегического анализа
1.1 Цели и задачи стратегического анализа потребителей и конкурентов
В современной науке и практике активно используется системный подход, согласно которому любой хозяйствующий субъект (организация) рассматривается как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Внешняя среда – это факторы маркетинговой среды и тенденции, которые сложились вне организации и влияют на ее способность удовлетворять потребности клиентов (потребителей товаров и услуг). Организации должны учитывать факторы маркетинговой среды, прогнозировать их изменения, то есть использовать маркетинговый подход. Выбор стратегии организации должен основываться на анализе существующих стратегических потребностей и прогнозов будущих потребительских потребностях, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих продуктов и прогнозировании их конкурентных преимуществ.
Слово «стратегия» широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента, слово имеет греческое происхождение, изначально оно означало «искусство развертывания войск к бою» или «искусство генерала». На данный момент стратегия в менеджменте – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [12].
Стратегия включает в себя систему правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, для осуществления миссии и достижения хозяйственной деятельности организации.
Термин «стратегическое управление», смысл которого сформировался в 1970-х годах, позволил отделить управление на высшем уровне от текущего управления бизнесом. Необходимость такого отделения была вызвана прежде всего изменениями ведения условий бизнеса. Ключевой момент, который отражает суть перехода к стратегическому управлению (менеджменту), явилась необходимость особого внимания руководства к окружению, для того чтобы соответствующим образом и вовремя реагировать на изменения, которые происходят в нем, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой [7, с 21].
Главной идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внешнюю среду, для того чтобы адекватно и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. В настоящее время маркетинговый подход является неотъемлемым условием при решении задач стратегического управления, и особенно на стадии формирования стратегии организации [7, с. 30].
Цель стратегического анализа — идентифицировать и моделировать закономерности, тенденции и ситуацию на рынке не только для того, чтобы понять ключевые факторы успеха, влияющие на благосостояние организации, но и для того, чтобы грамотно сформировать стратегию организации.
Стратегический анализ представляет собой управленческую деятельность, связанную с постановкой и реализацией долгосрочных целей, поддержанием эффективных взаимоотношений организации с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям. Выделяют пять задач стратегического анализа потребителей и конкурентов:
– анализ и прогнозирование состояния и развития рынка;
– определение и иерархия проблем, с которыми сталкивается предприятие;
– определение положения предприятия на данном рынке (или его сегменте);
– выявление реакции рынка на маркетинговые действия и моделирование закономерностей спроса;
– проведение всесторонней ревизии внутренних ресурсов компании;
– определение конкурентоспособности организации;
– обеспечение маркетингового обоснования разработки товара;
– характеристика потенциальных дистрибьюторов в соответствии с критериями выбора;
– оценка поведения и потенциальные возможности конкурентов, прогноз их действий;
– выявление мнений, особенностей поведения и предпочтений потребителей.
Эти задачи тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Организационно задачи стратегического управления должен выполнять руководитель организации (директор, генеральный директор, исполнительный директор). Его обязанности включают постановку целей, разработку задач, формирование стратегии и пути ее реализации для организации. Задачи, которые руководитель считает стратегически важными, являются стратегическими для организации. Именно директор принимает серьезные стратегические решения и действия. Функциональные менеджеры также несут ответственность за разработку и реализацию стратегии в рамках своих компетенций. Например, менеджмент из департамента маркетинг направляет усилия по разработке и реализации маркетинговой стратегии. Менеджеры на разных уровнях управления должны участвовать в разработке и реализации стратегических планов, то есть каждый менеджер определяет и реализует стратегию на своем участке в рамках общей стратегии организации.
В целом, содержание и цели стратегического анализа зависят от сферы деятельности предприятия и масштабов бизнеса [14].