Введение
1 Правовое регулирование страхования гражданской ответственности в РФ
- Понятие и сущность страхования гражданской ответственности в РФ
- Автострахование в России: правовой аспект
2 Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: существенные условия
2.1 Субъекты страхования по договору ОСАГО
2.2 Объекты и страховой случай по договору ОСАГО
Заключение
Список использованных источников
Актуальность. На сегодняшний день страхование представляет собой один из самых древних институтов гражданского права и является элементом рыночной инфраструктуры, которое представляет собой универсальное средство защиту застрахованного имущества различных форм собственности, а также имущественных интересов граждан и юридических лиц.
В целом сам институт страхования предназначен для удовлетворения различных потребностей и нужд гражданина путем страховой защиты от опасностей, происходящих случайным образом. Страхование давно и плотно вошло в нашу жизнь. У каждого есть полис ОМС, у имеющих автомобили - ОСАГО. Все более распространенным становится страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. В РФ впервые страхование автогражданской ответственности ввелось благодаря Федеральному закону 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ) с 01.07.2003 года. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оказался самым большим и судьбоносным событием на страховом рынке РФ и по всей стране в целом. Благодаря ОСАГО в России начинают строиться цивилизованные отношения в области страхования. Итак, главными видами страхования транспортных средств являются обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и добровольное страхование транспортных средств (КАСКО).
Но несмотря на все это, данный институт имеет свои недочеты и, как и везде существует целый ряд проблем, которые иногда тормозят развитие в области страхования в целом и его правовое регулирование в частности, таковыми можно считать, например, невыплаты страхового возмещения, убытки, затягивание сроков разбирательств. Еще немаловажная, можно сказать глобальная проблема это автостраховое мошенничество, начиная с фальшивых автополисов в лице страховых компаний и заканчивая инсценировкой самого страхового случая со стороны страхователя[1]. Чтобы избежать всего этого необходимо законодателю постоянно совершенствовать страховое законодательство, особенно в области автострахования. Несомненно, данная тема является очень острой и актуальной, в свете активного реформирования всей законодательной базы автострахования в России.
Поэтому целью работы является изучение обязательного страхования владельцев транспортных средств в Российской Федерации.
Объектом данного исследования выступают гражданско-правовые отношения в сфере автострахования.
Предметом является нормативно-правовые акты, регулирующие обязательное страхование владельцев транспортных средств.
Для достижения заданной цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть сущность страхования гражданской ответственности в РФ;
- изучить правовой аспект автострахования в России;
- определить существенные условия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- изучить субъект, объект и страховой случай договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Методы исследования: При проведении исследования были использованы общеправовые и частноправовые методы исследования, в число которых входят анализ, синтез, системный, структурный, формально-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой и т.д.
В процессе работы над исследованием использовались труды ученых- цивилистов дореволюционного, советского, а также современного периодов: Д.Г. Алексеевой, Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, К.И. Голубева, В.П. Грибанова, О.В. Дмитриевой, Е.В. Ермолаевой, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, П.В. Козьмина, М.В. Кротова, Ю.Я Макарова, Д.И. Мейера, В.А. Мусина, С.В. Нарижного, С.В. Петровского, И.А. Покровского, А.П. Сергеева, В.И. Смирнова, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, К.В. Филимонова, Г.Ф. Шершеневича, Е.Д. Шешенина и других специалистов в области договоров автострахования.
Изучение данной процедуры показало, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют положения, регулирующие вопросы данных правовых последствий. Также следует изменить установленные тарифы на ОСАГО в сторону снижения, в связи с тем, что они очень завышены. Предлагаем законодательно закрепить альтернативные виды полиса ОСАГО: для определенного водителя или для определенного транспортного средства. Тем самым каждый страхователь сможет выбрать удобный для него вид страхования.
Структура и объем работы отражают общий замысел и логику нашего исследования. В целом данная работа соответствует предъявленным требованиям к данному виду работ и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ
- Понятие и сущность страхования гражданской ответственности в РФ
Одной из важнейших характеристик стран с развитой экономикой является наличие установившейся системы страхования. В этих странах страхованием охвачены почти все сферы жизни и деятельности юридических и физических лиц, а также хозяйствующих субъектов. Институт страхования значительно воздействует на экономическую сферу страны[2].
Страхование в широком смысле слова можно охарактеризовать как определенные отношения и взаимные обязательства между двумя сторонами, касающиеся в первую очередь защиты имущественных интересов[3]. Специалисты утверждают, что практика страхования имеет очень древнюю историю и сопровождает человечество с самых древних времен. Если говорить о первых видах страхования, то они появились еще в Вавилоне и Римской империи. В данный период времени данная деятельность имела вид взаимопомощи. Первые изменения в страховании возникли благодаря развитию торговли и усложнению структуры общества. Стоит отметить, что изначально страховая выплата выражалась не в денежном эквиваленте[4]. При наступлении определенных случаев нуждающееся в помощи лицо получало ее в натуральном виде. И лишь развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что этот вид деятельности стал связан непосредственно с финансами. С течением времени изменения в страховании в Европе приобрели масштабный характер и превратили данную деятельность в отдельную сферу, функционирующую по своим законам. Она стала подразделяться на виды, появляющиеся по мере развития общества и в зависимости от его потребностей. К примеру, очень активно развивалось страхование судоходства[5].
В советские времена только государство имело право на страховую деятельность. Оно осуществляло все ее виды, в том числе учитывались и риски, связанные с торговлей за границей.
Современная история рынка страхования России началась с принятия закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «О страховании», который в 1997 году был переименован, и в настоящее время он называется «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[6].
Страхование гражданской ответственности - это хороший способ обезопасить себя от внезапной задолженности перед иными гражданами[7]. Любое физическое или юридическое лицо может в добровольном порядке обратиться в понравившуюся компанию и выбрать подходящие условия страховки. Все условия выплат по договору регулирует специальный сотрудник - андеррайтер. Именно он решает: заключать ли с клиентом договор, и если заключать, то в каком размере устанавливать сумму возмещения. Клиент только выбирает из всех предложений более подходящие. Он может выбрать объект страхования и тариф оплаты полиса.
Страхование ответственности разделяется на разные виды. И отдельного документа, регулирующего все тонкости таких дел, нет. Каждый вид страхование регламентирует отдельный закон. Например, обязательное страхование владельцев автотранспорта регламентирует федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ. А вот гражданская ответственность перевозчиков подконтрольна Федеральному закону от 14 июня 2012 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»[8].
Согласно ст. 1064 ГК РФ, причиненный в результате противоправных действий убыток нужно возмещать. Так гласит и романо-германская правовая система, основанная на принципах справедливого судейства. Именно для того, чтобы защитить клиента от возмещения другим физическим лицам неподъемных сумм, страховые компании и развивают такой вид страхования, как добровольное страхование ответственности (личной либо профессиональной). Страхование такой ответственности делится на добровольное и обязательное. К обязательному относятся следующие типы: - ОСАГО; - ответственность владельца опасного объекта; - ответственность перевозчика грузов.
Без наличия полиса ОСАГО перевозчик не сможет работать. Добровольное же страхование накладывает на клиента только те обязательства, которые он сам на себя взял, подписывая договор.
Таким образом, страхование является древнейшей категорией отношений в обществе. Страхование ответственности – сфера страхования, в которой объектами страхования могут являться имущественные интересы, не противоречащие законодательству РФ и предполагающие возмещение страхователем причиненного им ущерба личности или имуществу физического лица, и ущерба, причиненного юридическому лицу.
Главная особенность обязательного страхования заключается в том, что граждане страны могут приспосабливаться к страховому инструменту путем законодательной инициативы. Государственная власть как важнейшая сторона в процессе обязательного страхования предлагает гражданам страховые инструменты унифицированного характера, которые позволяют страховать в стране самые важные стороны общественной жизни. Таким образом мы приходим к выводу о том, что институт обязательного страхования как в России, так и в других странах является неотъемлемой частью всего института страхования и представляет неотъемлемый инструмент включения всех сторон в активный процесс страхового дела.