ВВЕДЕНИЕ
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВ КОРПОРАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность корпораций малого бизнеса
1.2. Сущность, функции и организация финансов в корпорациях малого бизнеса
1.3. Финансовые ресурсы корпораций малого бизнеса
1.4. Особенности управления финансами в корпорациях малого бизнеса
- АНАЛИЗ ФИНАНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ПЛАНЕТА ТУР»
2.1. Характеристика ООО “Планета-Тур”
2.2. Оценка финансового состояния ООО “Планета-Тур”
3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ООО «ПЛАНЕТА –ТУР»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Малый бизнес представляет собой важное звено экономики, ему присуща особенная мобильность, гибкость и большая результативность. Предпринимательство не только помогает увеличению духовного и материального потенциала общества и формирует благополучную почву для практического осуществления талантов и способностей каждого гражданина, но и приведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости. Корпорации в сфере малого бизнеса формируют благополучные условия для оздоровления экономики, так как, развивается конкурентная среда, формируются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
Помимо этого, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к увеличению экспортного потенциала, лучшему применению местных ресурсов, корпорации малого бизнеса могут формироваться в каждом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Система финансов предприятий малого бизнеса имеет ряд особенностей и нюансов организации деятельности, прежде всего, это гибкость и быстрота реагирования – предприятие может своевременно отреагировать на последние тенденции и перепрофилироваться при необходимости. Такая маневренность связана с небольшим количеством сотрудников, отсутствием масштабной производственной программы, долгосрочных обязательств и планов и пр. Экономичность – обычно свое дело не требует огромных вложений, требуется сравнительно небольшой стартовый капитал, а оборачиваемость денежных средств происходит в 2-2,5 раза быстрее, чем на крупных предприятиях, за счет этого и норма прибыли достаточно высока.
Узкая специализация является наиболее выгодной с экономической точки зрения для малого бизнеса, поскольку именно работа в собственной нише оказывается наиболее стабильной и прибыльной, в которой также заинтересован и большой бизнес.
Заинтересованность руководителя и его личное участие в делах фирмы, простота организационной структуры – то, что является важной особенностью организации малого бизнеса. Однако именно руководитель берет на себя всю ответственность за процветание фирмы и решение всех возникающих проблем. Ещё одна особенность именно управления финансами – небольшой начальный капитал, которым нужно грамотно распорядиться, и личные финансы руководителя — ими он рискует в бизнесе.
Актуальность: объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. Также от ведения финансов в корпорации малого бизнеса. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом.
Цель: Раскрыть особенности организации финансов корпорации в сфере малого бизнеса на примере ООО “Планета-Тур”
Задачи:
- Раскрыть теоретические основы особенностей финансов корпораций малого бизнеса
- Провести анализ организации финансов в ООО “Планета-Тур”
- Выдвинуть рекомендации по оптимизации организации финансов ООО “Планета-Тур”
Предмет: организация финансов в корпорации
Объект: ООО “Планета-Тур”
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВ КОРПОРАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность корпораций малого бизнеса
Малый бизнес представляет собой важный субъект экономической системы РФ. Он играет большую роль как в формировании самой структуры экономики страны, так и в ее развитии. Еще можно сказать то, что малый бизнес исполняет много важных экономически-социальных задач, таких как формирование рабочих мест, увеличение конкуренции в стране, присутствие в формировании бюджетов всех уровней и др. [18]
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть сущность и значение малого бизнеса для экономики России, нужно, в первую очередь установить, что будет скрываться за понятием “малый бизнес”.
Малому бизнесу в достаточной степени трудно дать определение [6]. Очень часто такое определение дают розничным магазинам, которые небольшие по размеру, зачастую относят к ресторанам и подобным корпорациям, в то время как крупным бизнесом часто называют такие крупные компании, к примеру, “Мегафон”, “Газпром”, “Лукойл”. Вместе с этим, большое количество корпораций не будут поддаваться определению к подобным крайностям.
Для того, чтобы относить организацию к малому бизнесу, либо же к крупным корпорациям, применяются разные критерии предельной величины корпорации. Нужно заметить то, что определяют также промежуточное положение корпорации – “средняя корпорация”. Есть несколько общеизвестных критериев. Согласно Федеральному закону “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” определению субъектов к корпорациям малого бизнеса осуществляется согласно ряду критериев [1]:
- Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и предпринимательства:
до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.
Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2018 г. № 101:
микропредприятия - 60 млн. руб.;
малые корпорации - 400 млн. руб.
В соответствии с условием по средней численности сотрудников и выручке реализации товаров, которые имеют наибольшее значение, будет определяться категория субъекта малого либо среднего бизнеса. Есть так называемая «комиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака корпораций малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как “малый бизнес” [4]:
- небольшой рынок сбыта, который не позволяет корпорации оказать значительное воздействие на цену или же объем проданную ей товара;
- правовая независимость – управление малой корпорацией проводится не через систему формализованной управленческой структуры, непосредственно собственником или же собственниками, которые самостоятельно будут контролировать своё дело;
- управление корпорацией, которое будет предполагать то, что владелец или владельцы сами присутствуют во всех основах управления корпорации малого бизнеса, и что они свободны от внешнего давления.
К главным достоинствам малого бизнеса можно отнести следующие [2]:
- близость к клиенту. В отличие от корпораций крупного бизнеса малые корпорации почти всегда находятся в тесном контакте с клиентом. Это отлично помогает данным корпорациям наиболее быстро адаптироваться и проявить гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как в итоге, они могут добиться того, что только их продукции потребитель в результате будет отдавать свое предпочтение.
- способность регулярно адаптироваться и изменяться. Корпорациям малого бизнеса в процессе проведения своей деятельности нужно постоянно «бороться за выживание», потому как, большая вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятия. Кроме этого они сильно будут зависеть от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены регулярно искать разные новые способы понижения издержек;
- низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной корпорации в процессе ее увеличения круг управленческих задач, которые необходимо решать в быстрые сроки, все время увеличивается. При этом наблюдается и рост удельных накладных расходов, на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие корпорации, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на сравнительно низком уровне;
- применение «мaлых ниш». В процессе насыщения рынков сбыта все больше будет расти потребность в том, чтобы искать новые товарные ниши. По сравнению с крупными корпорациями, которые в основном гонятся за повышением масштаба деятельности, мелкие корпорации наоборот видят потребность в поиске микрониш. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, которая с течением времени может стать новым, крупным источником дохода;
- инновационный потенциал. Как было отмечено выше, у корпораций малого бизнеса есть потребность регулярно адаптироваться к изменчивости в бизнес-среде, в технологиях производства, в том числе, в потребностях покупателей. Более того, мелкими корпорациями очень часто руководят предприниматели, которые будут новаторами в своей области, которые вполне готовы к риску, если это обеспечивает им рост прибыли и результативности работы корпорации;
- возможность объединять усилия. Для того, чтобы корпорация малого бизнеса смогла оказать сопротивление своим крупным и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать разного рода объединения как краткосрочной, так и долгосрочной специфики.
Необходимость в постоянном поиске инвестиций для того, чтобы организовывать собственное дело, является основной проблемой, которая будет характеризовать малый бизнес. Необходимо в этом случае указать, каковы же причины постоянной нехватки денежных средств [19]:
- Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Государство, конечно будет оказывать помощь малым корпорациям при помощи разных программ помощи, но, государственные структуры, у которых есть нужные средства на это, скорее вложат их в корпорации, которые являются лидерами на рынках. Как можно догадаться, зачастую ими оказываются отнюдь не малые, а крупные корпорации.
- Кредиты также малодоступны. Из-за того, что у начинающих предпринимателей в большинстве случаев нет имущества, которым можно было бы обеспечивать кредиты, банки не имеют достаточного стимула кредитовать такие корпорации, даже при условиях, проводимых государством соответствующих программ.
- Лизинг либо приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затрудняются. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для большинства начинающих бизнесменов.