Актуальность исследования заключается в необходимости понимания того, что формирование и функционирование рынка труда сегодня происходит при неуклонном спаде производства и усилении напряженности на рынке труда и сопровождается сложным социальным явлением - безработицей. В последние годы в ходе экономических реформ в России формируется современный рынок труда, который находится на начальном этапе своего развития, проявлением которого является высокий уровень скрытой безработицы, задержки с выплатой заработной платы и т.д. Поэтому изучение этой проблемы представляется необходимым. В России рынок труда следует рассматривать как систему социальнотрудовых отношений, построенную на принципах рыночной экономики. Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение трудовых ресурсов по активным видам занятости (профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в виде заработной платы, заработной платы в качестве стимула и в качестве вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынком труда должна способствовать: эффективности, то есть повышению производительности труда, эффективности человеческих ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости.
Объектом исследования определен российский рынок труда.
Предмет исследования – экономические отношения в сфере труда в условиях развития рыночной экономики, проблемы формирования современного рынка труда.
Цель исследования курсовой работы – анализ рынка труда и занятости населения современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить роль рынка;
2) рассмотреть структуру и сущность рынка труда; 3) изучить регулирование рынка труда;
4) рассмотреть занятость в системе рыночных отношений и в переходной экономике;
5) рассмотреть причины, масштабы и формы безработицы.
Теоретической базой при написании данной курсовой работы выступили труды ученых: Методы исследования: анализ и синтез научной, учебной литературы и статистических данных по рассматриваемой теме.
Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы данного исследования могут служить основой для разработки методических рекомендаций для специалистов служб занятости, занимающихся мониторингом и прогнозированием рынка труда.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Становление рынка труда и его теоретические аспекты
1.1 Роль рынка
Рынок – это место, где встречаются продавцы и покупатели, посредники и производители продукции с целью купли-продажи. На биржевом рынке осуществляется продажа ценных бумаг, финансовых инструментов (опционов, фьючерсов). Рынок представляет собой соединение экономических отношений, которые основываются на постоянных обменных операциях между покупателями и производителями.
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.
Функции рынка разнообразны: - налаживание связей производства и потребления; - стимулирование эффективности производства и мотивация персонала; - уменьшение затратной части (можно достичь лишь при помощи передовой и инновационной техники); - стимулирование научно-технического прогресса; - множество различных производителей; - заботливое отношение производителя к качеству выпускаемой продукции.
Можно отметить, что рынок и его факторы всегда колеблются. Но рынок настраивает производителя на выпуск именно той продукции, которой еще нет рынке. Производители различной продукции всегда рискуют. Они просчитывают ситуации, которые могут сложиться, а зачастую ничего не просчитывают. Если производитель особенный и продукция у него оригинальная, тогда и рынок отреагирует молниеносно и позитивно. Некачественная продукция никому не нужна, ни один человек не купит испорченный товар, разве что, только по большой скидке. Понятно, что производитель не покроет расходов и не получит прибыли. Рынок всегда 7 мотивирует производителей и толкает их к обновлению продукции, а зачастую и к новому выпуску товаров. Экономические рынки подразделяются в зависимости от роли игрока на рынке: - рынок продавца;
- рынок покупателя;
- рынок посредника.
На рынке продавца главным является продавец. Покупатели очень активны на данном рынке. На рынке покупателей главными являются покупатели. От них зависит, как будет формироваться цена на товары. А рынок посредников характеризуется наличием дистрибьюторов, перекупщиков. Дистрибьюторы должны разбираться в доставке и распределении товаров.
Экономические рынки подразделяются в зависимости от оборота объекта на рынке:
- Рынок труда. Состоит он из людей, которые хотят предложить свою рабочую силу в обмен на денежные средства, так называемую заработную плату, а с другой стороны выступают работодатели, которым нужен наѐмный труд. Для более упрощения и легкости вокруг рабочих и работодателей формируются целые посреднические и консультационные фирмы.
- Финансовый рынок. На этом рынке можно брать в долг денежные средства на разный период времени у банков, класть деньги на депозит (на временное хранение с увеличением доходности), банк гарантирует сохранность денежных средств.
- Рынок товарный. Данный рынок является обычным рынком, где встречаются покупатели и продавцы, посредники и обменивают свои изделия на денежные средства.
- Рынок услуги. На данном рынке продаѐтся не товар, а услуга. Например, взять на прокат автомобиль – это услуга.
Существуют функции рынка, которые отражают его роль в достижении экономических целей общества: 1. Регулирующая функция очень важна. При регулировке рынка очень важны изменения спроса и предложения – это всѐ оказывает влияние на цены. При помощи данной функции можно определить, в каком состоянии находится рынок: в фазе пика, депрессии или роста. Если цена растѐт на товары, значит необходимо расширять производство. Если цена падает, тогда производство необходимо сокращать. Всѐ правильно, ведь когда на рынке много конкурентов, много одинаковых товаров, то и цена не сможет вырасти высоко. Рыночные цены на товары, которые меняются каждый день, помогут предпринимателю понять, в каком направлении двигаться и насколько загружать производственные линии. Потребители тоже видят выгоду для себя, они понимают, где можно приобрести товар дешевле.
- Ценообразующая функция. Данная функция вступает в действие при взаимодействии спроса, предложения и сил конкуренции. При свободной игре рыночных сил складываются цены.
- Стимулирующая функция. Каждый субъект заинтересован в том, чтобы его ресурсы были максимально рационально использованы. Изменения цен стимулируют или подстѐгивают к уменьшению затрат, к освоению научно-технического прогресса.
- Распределительная функция. Субъекты получают доходы или выплаты за факторы производства. Доход зависит от числа, фактора производства и цены, которая установлена на данный фактор.
- Информационная функция. На рынке можно найти огромное количество источников информации, книг, знаний, которые так необходимы субъектам. Наличие информации помогает выявить тех же конкурентов, узнать о них более детально, придумать, что бы еще интересного внедрить при производстве новых продуктов.
- Посредническая функция. В наше время конкуренция очень высока. Производители буквально на ходу придумывают новые продукты, товары и изделия. На сегодняшний день и производитель имеет право выбирать покупателя. Как правило, производитель продаѐт товар посреднику, то есть дистрибьютору.
- Санирующая функция. Рынок самоочищается от некачественного товара, от экономически слабых хозяйственных единиц. Наиболее эффективные субъекты поощряются и развиваются. Организации и компании, которые не удовлетворяют желания и потребности потребителей, терпят фиаско. Их убытки очень велики, они впоследствии становятся банкротами.