В работе следователя особое внимание уделяется раскрытию таких серийных преступлений, как квартирные кражи, разбойные нападения, убийства. Если, например, обратиться к официальной статистике Генеральной прокуратуры РФ, то заметим, что в течение последних 3 лет количество нераскрытых серийных убийств стабильно держится на высоком уровне. География совершения таких преступлений просматривается не только по Российской Федерации, но и за рубежом[1]. К числу городов, характеризующихся повышенной общественной опасностью, относятся Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Якутия – в Российской Федерации, а за рубежом - Лондон, Берлин, многочисленные города Соединенных Штатов Америки.
Использование метода криминалистического профилирования (профайлинга) используется в расследовании не только серийных убийств, но и других преступлений, характеризующихся серийностью, как в Российской Федерации, так и за рубежом, что, в свою очередь, демонстрирует большую эффективность данного метода. В ходе проведения предварительного расследования, особенно на первоначальном его этапе, при изучении информации, полученной в ходе осмотра места происшествия, а также впоследствии при анализе доказательств по делу, следователь имеет возможность сделать определенные выводы о психологических особенностях лица, совершившего преступление, что позволяет сузить круг подозреваемых лиц, рационализировать действия, направленные на поиск преступника. И для пресечения повторного совершения подобных преступлений, необходимо разрабатывать и внедрять в практическую деятельность следователя новые методы раскрытия, одним из которых является метод профайлинга.
Целью настоящего исследования является изучение понятия и истории развития криминалистического профилирования (профайлинга) в следственной деятельности, определения классификации методов профайлинга, а также доступное для восприятия описание возможностей применения методов профайлинга в практической деятельности следователя в раскрытии и расследовании преступлений, обладающих повышенной общественной опасностью.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Показать исторические этапы развития метода криминалистического профилирования, дать определение понятию профилирования (профайлинга).
- Исследовать различные способы составления психологического профиля и проанализировать его содержание.
- Выявить проблемы практического применения метода криминалистического профилирования (профайлинга) на стадии предварительного расследования.
Научная новизна данного исследования выражается в том, что нами изучены отечественные и зарубежные источники, а также конкретные практические примеры применения криминалистического профилирования, проведена аналитическая работа по обобщению теоретических положений о методах профайлинга в следственной деятельности.
Практическая значимость данной научной работы заключается в наглядной демонстрации эффективности применения методов профайлинга в следственной деятельности, а также выявления проблем и способов их решения при применении методов профайлинга в следственной деятельности.
- 1. Понятие и история развития криминалистического профилирования (профайлинга) как направления следственной деятельности
Современные технологии призваны защищать общество от потенциально опасных лиц, способных причинить ущерб личности или государству. Криминалистическое профилирование, или по-другому профайлинг, стал таким направлением, которое разрабатывает технологию методов, способных выявлять лиц с потенциально опасным поведением.
В практике деятельности следственных органов под профайлингом (термин произошел от английского слова profili – «профиль») понимается система оценки личности и выявления ее особенностей, использующая методы невербальной и оперативной психодиагностики[2]. Применение этой системы знаний в работе сотрудников следствия призвано решить ряд важнейших задач, связанных с защитой правопорядка.
Идея о возможности воссоздания психического и физического облика человека на базе оставленных им следов на месте происшествия появилась достаточно давно. Однако только в 50-е годы XX века состоялся первый опыт использования методов психологического профайлинга как криминалистического средства поиска неизвестного преступника.
Первым профайлером принято считать австрийского юриста и основоположника криминалистики Ганса Гросса (1847-1915), предложившего проводить расследование преступлений исходя из того, что любое действие человека представляет собой отражение его личности, мыслей, чувств и жизненных обстоятельств. На основании этого можно составить наиболее полный личностный профиль, портрет преступника и тем самым разыскать его.
Не менее важный вклад в методологию криминалистического профилирования, базирующегося на понимании личности преступника через совершенное им преступление, внес американский психиатр и криминолог Джеймс Брассел. Он считал, что личность преступника, его психические отклонения и связанные с ними особенности поведения можно диагностировать по уликам с места преступления.
В качестве одного из примеров приведем случай, произошедший во второй половине 1950-х – 1960-х гг. в Нью-Йорке, где были совершены многочисленные преступления, связанные с деятельностью Сумасшедшего Бомбиста («Безумного Бомбителя»): в разных районах города было зафиксировано более 30 взрывов. Неизвестный преступник устроил их на Большом Центральном вокзале, Пенсильванском вокзале и в Радио-сити мюзикхолле, т.е. в общественных местах, для которых характерно значительное скопление народа, что значительно повышало общественную опасность совершаемых преступлений [3].
Оказавшись в тупике, полиция обратилась за помощью к психиатру из Гринвич-Виллидж доктору Джеймсу Брасселу. Проанализировав предоставленные в его распоряжение фотоснимки с мест взрывов и письма, посланные террористом в газеты, он пришел к выводу, что преступник страдал паранойей, ненавидел отца, испытывал маниакальную любовь к матери и жил в Коннектикуте. К этому Брассел добавил, что следует искать человека нормального телосложения, средних лет (где-то между 40 и 50 годами), родившегося за пределами США (в Восточной Европе), католика, неженатого, проживающего с братом или сестрой (с сестрой либо незамужней теткой), и на котором при аресте, скорее всего, будет двубортный пиджак, застегнутый на все пуговицы. Исходя из ссылок в некоторых письмах, представлялось достаточно вероятным, что разыскиваемый является или был в прошлом одним из недовольных сотрудников «Консолидейтед Эдисон» - компании, обеспечивающей энергоснабжение города.
Вскоре по описанию, предложенному Брасселом, был арестован Джордж Метески (Жорж Метесский), который оказался человеком средних лет (в возрасте 50 лет), католиком, неженатым, родившимся за границей (славянского происхождения), живущим в Коннектикуте со своими двумя незамужними сестрами (данный факт являлся единственным расхождением с составленным портретом) и одетым в двубортный пиджак, застегнутый на все пуговицы.
На вопросы удивленных такой прозорливостью полицейских доктор Брассел ответил, что любой психиатр обычно изучает особенности личности и пытается предсказать, каким образом данный человек может отреагировать на конкретные обстоятельства. В деле Бомбиста он просто прошел этот путь в обратном направлении, пытаясь описать личность преступника по индивидуальным чертам его деяния [4].
Таков был первый описанный в литературе случай применения специалистом в розыскных целях методов психологического профайлинга, получившего широкую публичную огласку. Однако представляется неверным утверждение, что до указанного момента поведение преступника никогда не подвергалось психологическому анализу. Попытки использования элементов криминалистического профилирования для раскрытия преступлений уже предпринимались и ранее, однако, во-первых, они действительно оставались лишь попытками; во-вторых, они носили чисто эмпирический характер, базируясь на энтузиазме отдельных личностей, проводивших предварительное расследование; в-третьих, и главное, до описанного случая ни одно из уголовных дел не затрагивало такие общественные интересы и не заканчивалось столь впечатляющим результатом [5].
На сегодняшний день метод психологического профайлинга широко используется на стадии проведения предварительного расследования во многих странах Европы и Америки, многие сотрудники проходят стажировку в Академии ФБР в Куантико, где еще в 70-х годах был создан специальный учебный курс, посвященный науке возможного поведения преступника.
Среди стран Европы, взявших на вооружение данную методику, приведем в качестве примера Федеративную Республику Германию. В структуре криминальной полиции созданы отделы, где ведут профессиональную деятельность полицейские, прошедшие специальную подготовку по формированию психологического профиля преступника, отвечающего принятым стандартам. Данные сотрудники имеют юридическое образование, а также практический опыт работы по раскрытию преступлений. Процесс деятельности таких полицейских носит название оперативного анализа преступления (OFA) [6]. Данные структурные подразделения создаются на двух уровнях: уровне Федерального управления уголовной полиции ФРГ и уровне управлений уголовной полиции земель.