ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие социально - психологического климата коллектива
1.2. Теоретические аспекты межличностных отношений
1.3. Особенности деловых отношений в коллективе
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Показатели социально-психологического климата коллектива в системе межличностных отношений
2.2. Влияние социально-психологического климата на деловые отношения в коллективе
2.3. Методы управления деловыми отношениями в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы заключается том, что в настоящее время возрастает интерес к проблеме социально-психологического климата в трудовом коллективе, в том числе и в контексте его влияния на межличностные отношения. Все больше исследователей приходит к выводу, что формирование благоприятного климата является одним из важнейших условий роста продуктивности труда и качества выполняемой работы.
В ходе научно-технического прогресса изменяется характер труда, особое внимание требуется уделять психологическим особенностям человека. Усложнение техники и технологии позволяет человеку тратить больше силы разума, чем физической силы. Большую часть жизни человек проводит в трудовом коллективе, в котором его коллеги оказывают ему психологическую поддержку.
Социально-психологический климат характеризует устойчивое психологическое состояние работников в коллективе в различных формах деятельности. Формируя эмоциональные и трудовые отношения группы, социально-психологический климат определяет отношение членов группы.
Основные особенности социально-психологического климата характеризуют общее, интегральное психологическое состояние жизни коллектива, предусматривают социальные, групповые и индивидуальные условия труда.
Настроение одного человека чувствуется другим, который с ним общается. После этого возникает эмоциональное понимание, которое интегрирует настроение, эмоции и чувства людей. Социально-психологический климат влияет на настроение труда работника и всего коллектива. В то время как положительный социально-психологический настрой характеризуется производительностью труда и деловыми отношениями работников, негативное социально-психологическое состояние снижает мотивацию труда.
Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования – процесс влияния социально-психологического климата трудового коллектива на деловые отношения.
Целью работы является изучение социально-психологического климата трудового коллектива и влияние его на деловые отношения.
Для выполнение данной цели ставятся следующие задачи:
- Изучить понятие социально-психологического климата коллектива;
- Выделить теоретические аспекты межличностных отношений;
- Рассмотреть особенности деловых отношений в коллективе;
- Структурировать показатели социально-психологического климата коллектива в системе межличностных отношений;
- Проанализировать влияние социально-психологического климата на деловые отношения в коллективе;
- Определить методы управления деловыми отношениями в коллективе.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие социально - психологического климата коллектива
На современном этапе понятие «социально-психологический климат» рассматривается как результат совместной работы людей, их межличностного взаимодействия. Он может выступать в качестве существенного фактора, влияющего на эффективность определенных социальных явлений и процессов, происходящих в трудовом коллективе.
Социально-психологический климат – это социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем. Зависит от среды и уровня развития команды, напрямую влияет на деятельность ее членов, реализацию ее основных функций.
Благоприятным с точки зрения организации является социально-психологический климат такой команды, ценности и отношения которой полностью соответствуют целям организации: у ее членов есть достаточно развитая потребность в работе на благо организации; межличностные отношения способствуют достижению высокой продуктивности и отвечают требованиям и ожиданиям организации.
Благоприятным с точки зрения общества является психологический климат такого коллектива, ценностей и установок, в котором в полной мере отвечают целям общества.
Выгодным с точки зрения участников группы является совместное предприятие, чьи ценности и отношение соответствуют потребностям и ожиданиям работников[1].
Поскольку потребности и ожидания работников, общества и организаций всегда субъективны и очень часто различаются, проблема их взаимосвязи, примирения, поиска возможностей для сотрудничества при сохранении акцента на достижении целей организации и общества (что также не всегда совпадают) выглядит чрезвычайно сложным и не имеет уникальных и универсальных решений. Обычно благоприятный социально-психологический климат связан с взаимным доверием и уважением членов группы друг к другу, взаимной информацией по важным вопросам, взаимопомощи и коллективной и взаимной ответственности за общее дело.
Другими словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное благополучие и оценки условий труда человека в трудовом коллективе, влияет на благосостояние работников, продуктивность и удовлетворенность профессиональной деятельностью[2].
Таким образом, он выступает своего рода индикатором уровня личной вовлеченности человека в профессиональную деятельность и помогает выявить возможные проблемы, возникающие при реализации психологических резервов трудового коллектива.
Структуру социально-психологического климата Б. Д. Парыгин делит на 2 части – это отношение людей к труду и друг к другу. Все грани этих отношений характеризуются двумя психологическими параметрами – эмоциональным и предметным настроем.
Под предметным настроем понимается направленность внимания на различные грани его воспринимаемых человеком действий. Эмоциональный настрой характеризуется удовлетворенностью или неудовлетворенностью этими сторонами деятельности.
По мнению Б. Д. Парыгина, социально-психологическое состояние объясняется отношением среды и ощущением в ней себя. Это состояние характеризуется моделью отношения к себе каждого члена коллектива. Таким образом, социально-психологическое состояние людей проявляется в их отношении друг к другу, в их общих делах.
Хорошее социально-психологическое состояние имеет следующие признаки:
- доверие и требовательность членов группы друг к другу;
- свободно выражать свою мысль в решении вопроса, касающегося всего коллектива;
- не давить руководителю на работников и принимать решения по собственному желанию;
- получать удовольствие от принадлежности к коллективу;
- помощь членам коллектива в фрустрационной ситуации;
- взять на себя ответственность за улучшение ситуации в группе.
Для диагностики социально-психологического состояния конкретного коллектива необходимо сравнить стремление коллектива к труду и оценить его возникновение.
Б. Д. Парыгин предлагает два варианта диагностики социально-психологического климата:
1) в рамках фундаментального исследования;
2) в режиме оперативного обследования.
В первом случае диагностики исследуется все социально- психологическое состояние в деятельности коллектива. А во втором случае не просто рассматривает изучение социально-психологического состояния в коллективе, а использует его на практике для улучшения отношений в коллективе.