Реферат|Теория управления

Социально-психологический климат коллектива и его влияние на деловые отношения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 29

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

1.1. Понятие социально - психологического климата коллектива

1.2. Теоретические аспекты межличностных отношений

1.3. Особенности деловых отношений в коллективе

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Показатели социально-психологического климата коллектива в системе межличностных отношений

2.2. Влияние социально-психологического климата на деловые отношения в коллективе  

2.3. Методы управления деловыми отношениями в коллективе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы заключается том, что в настоящее время возрастает интерес к проблеме социально-психологического климата в трудовом коллективе, в том числе и в контексте его влияния на межличностные отношения. Все больше исследователей приходит к выводу, что формирование благоприятного климата является одним из важнейших условий роста продуктивности труда и качества выполняемой работы.

В ходе научно-технического прогресса изменяется характер труда, особое внимание требуется уделять психологическим особенностям человека. Усложнение техники и технологии позволяет человеку тратить больше силы разума, чем физической силы. Большую часть жизни человек проводит в трудовом коллективе, в котором его коллеги оказывают ему психологическую поддержку.

Социально-психологический климат характеризует устойчивое психологическое состояние работников в коллективе в различных формах деятельности. Формируя эмоциональные и трудовые отношения группы, социально-психологический климат определяет отношение членов группы.

Основные особенности социально-психологического климата характеризуют общее, интегральное психологическое состояние жизни коллектива, предусматривают социальные, групповые и индивидуальные условия труда.

Настроение одного человека чувствуется другим, который с ним общается. После этого возникает эмоциональное понимание, которое интегрирует настроение, эмоции и чувства людей. Социально-психологический климат влияет на настроение труда работника и всего коллектива. В то время как положительный социально-психологический настрой характеризуется производительностью труда и деловыми отношениями работников, негативное социально-психологическое состояние снижает мотивацию труда.

Объект исследования – социально-психологический климат коллектива.

Предмет исследования – процесс влияния социально-психологического климата трудового коллектива на деловые отношения.

Целью работы является изучение социально-психологического климата трудового коллектива и влияние его на деловые отношения.

Для выполнение данной цели ставятся следующие задачи:

  1. Изучить понятие социально-психологического климата коллектива;
  2. Выделить теоретические аспекты межличностных отношений;
  3. Рассмотреть особенности деловых отношений в коллективе;
  4. Структурировать показатели социально-психологического климата коллектива в системе межличностных отношений;
  5. Проанализировать влияние социально-психологического климата на деловые отношения в коллективе;
  6. Определить методы управления деловыми отношениями в коллективе.

 

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ

1.1. Понятие социально - психологического климата коллектива

На современном этапе понятие «социально-психологический климат» рассматривается как результат совместной работы людей, их межличностного взаимодействия. Он может выступать в качестве существенного фактора, влияющего на эффективность определенных социальных явлений и процессов, происходящих в трудовом коллективе.

Социально-психологический климат – это социально-психологическое состояние коллектива, характер ценностных ориентаций, межличностных отношений и взаимных ожиданий в нем. Зависит от среды и уровня развития команды, напрямую влияет на деятельность ее членов, реализацию ее основных функций.

Благоприятным с точки зрения организации является социально-психологический климат такой команды, ценности и отношения которой полностью соответствуют целям организации: у ее членов есть достаточно развитая потребность в работе на благо организации; межличностные отношения способствуют достижению высокой продуктивности и отвечают требованиям и ожиданиям организации.

Благоприятным с точки зрения общества является психологический климат такого коллектива, ценностей и установок, в котором в полной мере отвечают целям общества.

Выгодным с точки зрения участников группы является совместное предприятие, чьи ценности и отношение соответствуют потребностям и ожиданиям работников[1].

Поскольку потребности и ожидания работников, общества и организаций всегда субъективны и очень часто различаются, проблема их взаимосвязи, примирения, поиска возможностей для сотрудничества при сохранении акцента на достижении целей организации и общества (что также не всегда совпадают) выглядит чрезвычайно сложным и не имеет уникальных и универсальных решений. Обычно благоприятный социально-психологический климат связан с взаимным доверием и уважением членов группы друг к другу, взаимной информацией по важным вопросам, взаимопомощи и коллективной и взаимной ответственности за общее дело.

Другими словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное благополучие и оценки условий труда человека в трудовом коллективе, влияет на благосостояние работников, продуктивность и удовлетворенность профессиональной деятельностью[2].

Таким образом, он выступает своего рода индикатором уровня личной вовлеченности человека в профессиональную деятельность и помогает выявить возможные проблемы, возникающие при реализации психологических резервов трудового коллектива.

Структуру социально-психологического климата Б. Д. Парыгин делит на 2 части – это отношение людей к труду и друг к другу. Все грани этих отношений характеризуются двумя психологическими параметрами – эмоциональным и предметным настроем.

Под предметным настроем понимается направленность внимания на различные грани его воспринимаемых человеком действий. Эмоциональный настрой характеризуется удовлетворенностью или неудовлетворенностью этими сторонами деятельности.

По мнению Б. Д. Парыгина, социально-психологическое состояние объясняется отношением среды и ощущением в ней себя. Это состояние характеризуется моделью отношения к себе каждого члена коллектива. Таким образом, социально-психологическое состояние людей проявляется в их отношении друг к другу, в их общих делах.

Хорошее социально-психологическое состояние имеет следующие признаки:

- доверие и требовательность членов группы друг к другу;

- свободно выражать свою мысль в решении вопроса, касающегося всего коллектива;

- не давить руководителю на работников и принимать решения по собственному желанию;

- получать удовольствие от принадлежности к коллективу;

- помощь членам коллектива в фрустрационной ситуации;

- взять на себя ответственность за улучшение ситуации в группе.

Для диагностики социально-психологического состояния конкретного коллектива необходимо сравнить стремление коллектива к труду и оценить его возникновение.

Б. Д. Парыгин предлагает два варианта диагностики социально-психологического климата:

1) в рамках фундаментального исследования;

2) в режиме оперативного обследования.

В первом случае диагностики исследуется все социально- психологическое состояние в деятельности коллектива. А во втором случае не просто рассматривает изучение социально-психологического состояния в коллективе, а использует его на практике для улучшения отношений в коллективе.

  1. Андрэ Н. Практическая психология управления / Н. Андрэ, С. Некрасова. - М.: ПрофитСтайл, 2018. - 224 c.
  2. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
  3. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Менеджмент. Задания, тесты, кейсы. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 208 с.
  4. Буева Л.П. Человек и общественный прогресс. - "Вопросы философии", 1982, №2, с. 20-36.
  5. Васильева Е. Ю. Основы психологии управления. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2020. 154 с.
  6. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2019. 320 с.
  7. Горленко О. А., Ерохин Д. В., Можаева Т. П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.
  8. Грибов В. Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 224 с.
  9. Дашкова И. А., Ткаченко И. В., Захарченко Н. С. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. — М.: Юрайт. 2020. 276 с.
  10. Дагаева Елена Имидж как социально-психологический феномен / Елена Дагаева. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2014. - 140 c.
  11. Дедов Н. П., Коробанова Ж. В., Неврюев А. Н. Социальная психология. Учебное пособие для бакалавриата. — М.: Прометей. 2020. 160 с.
  12. Дедушева Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 c.
  13. Дереча В. А. Социальная психология. Зависимое поведение. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 182 с.
  14. Зуб А. Т. Психология управления. Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2019. - 384 c.
  15. Ильин Г. Л. Социология и психология управления. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 224 с.
  16. Исаева О. М., Припорова Е. А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. 168 с.
  17. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 c.
  18. Косолапов В.В., Щербань А. Н. Оптимизация научно-исследовательской деятельности //К.: Наукова думка, 1971. - 298 с.
  19. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. — М.: Проспект. 2020. 64 с.
  20. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. — М.: Юрайт. 2019. 198 с.
  21. Креативный менеджмент. Социальные, психологические и творческие аспекты экономики труда. Учебное пособие: моногр. / О.Э. Башина и др. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 272 c.
  22. Кязимов К. Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие. – М.: Юрайт. 2019. 202 с.
  23. Маслова В. М. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.
  24. Миротин Л. Б. Основы менеджмента и управление персоналом. Логистическая концепция: моногр. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, В.М. Беляев. - Москва: ИЛ, 2018. - 240 c.
  25. Одегов, Ю. Г. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин. - М.: Юрайт, 2018. - 390 c.
  26. Одегов, Ю. Г. Кадровая политика и кадровое планирование. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, М.Г. Лабаджян. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 187 c.
  27. Одегов, Ю. Г. Экономика труда. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Юрайт, 2016. - 331 c.
  28. Орлова О. С. Управление персоналом современной организации / О.С. Орлова. - М.: Экзамен, 2018. - 288 c.
  29. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 246 с.
  30. Резник С. Д., Игошина И. А. Карьерный менеджмент. Учебное пособие. — М.: Инфра-М. 2016. 240 с.
  31. Ричи Ш. Управление мотивацией / Ш. Ричи, П. Мартин. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 400 c.
  32. Русалинова А.А. Некоторые характеристики руководителя как субъекта управления трудовым коллективом // Трудовой коллектив как объект и субъект управления - Л.1980-с.101.
  33. Тебекин А. В. Стратегическое управление персоналом. Учебник. — М.: КноРус. 2020. 720 с.
  34. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
  35. Чернова Г. Р. Социальная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт. 2019. 188 с.
  36. Шапиро, С. А. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. - 400 c.
  37. Шепель В.М. "Управленческая психология." М., 1986. 287с.
  38. Шепель В. М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски / В. М. Шепель. - Москва: Финансы и статистика, 2009. - 384 с.
  39. Штроо В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт, 2016. - 278 c.
  40. Щербатых, Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах / Ю.В. Щербатых. - М.: КноРус, 2016. - 248 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Теория управления
2016 год 15 стр.
Реферат Лидерство в управлении
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское