Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования коммерческого кредита в финансовом обеспечении текущей деятельности предприятия
1.1. Сущность и значение коммерческого кредита
1.2. Виды коммерческого кредита
1.3. Преимущества и недостатки использования коммерческого кредита в финансовом обеспечении текущей деятельности предприятия
Глава 2.Оценка возможностей использования коммерческого кредита в финансовом обеспечении текущей деятельности предприятия
2.1. Общая характеристика АО «Катрен»
2.2. Оценка финансового положения органиазции
2.3. Оценка кредитной политики организации
Глава 3. Мероприятия по использованию коммерческого кредита в предпринимательской деятельности
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что малые и средние предприятия активно используют в своей деятельности коммерческое кредитование, которое позволяет увеличить объемы продаж и притоки денежных средств, способствует поддержанию постоянных отношений между предприятиями, является инструментом неценовой конкуренции и гарантом качества продукции. Использование коммерческого кредита является важной альтернативой банковскому финансированию и служит подушкой безопасности для небольших предприятий, нередко ограниченных в денежных средствах.
Необходимость в предоставлении коммерческого кредита возникает как правило тогда, когда одна из сторон предпринимательской сделки не способна выполнить свои обязательства на изначально прописанных в договоре условиях, в силу сезонности или различной продолжительности производства и реализации товаров, нестабильного финансового положения, непредвиденных обстоятельств, обусловленных колебаниями цен на исходное сырье и т.д. В подобных случаях контрагент, заинтересованный в совершении сделки и сохранении хороших отношений с партнером, вынужден идти на определенные уступки, носящие как возмездный, так и безвозмездный характер
Коммерческий кредит является действенным инструментом решения вышеуказанных проблем и содействует стабильному торговому обороту без необходимости обращения к банковским услугам. Субъекты коммерческого кредита по возможности стараются избегать участия структур банковской системы в торговых отношениях, поскольку процентные ставки, сопровождающие банковский продукт и диктуемые банками, вполне способны нанести ущерб финансовому положению одной из сторон. Коммерческий кредит же, имея цель ускорить процесс реализации товаров и услуг и оперативного извлечениях из них прибыли, предполагает не только значительно сниженную процентную ставку (в сравнении с банковской), но и может вовсе носить безвозмездный характер.
Цель работы – рассмотреть особенности использования коммерческого кредита в обеспечении текущей деятельности предприятия на примере АО «Катрен».
Поставленная цель определила решение следующих задач:
- Рассмотреть сущность и значение коммерческого кредита
- Выделить виды коммерческого кредита
- Рассмотреть преимущества и недостатки использования коммерческого кредита в финансовом обеспечении текущей деятельности предприятия
- Дать общую характеристику АО «Катрен»
- Провести анализ финансового положения организации
- Дать оценку кредитной политики организации
- Предложить мероприятия по использованию коммерческого кредита в предпринимательской деятельности
Объект исследования - АО «Катрен».
Предмет исследования – показатели финансовой деятельности АО «Катрен».
Методы исследования – наблюдение, статистический, математический, хронологический, сравнение, графический.
Период исследования предприятия: с 2019 г. по 2021 г.
Информационной базой для написания работы явились документы финансовой отчетности АО «Катрен», а так же учебная и научная литература по тематике работы.
Практическая значимость работы заключается в том что в ней на основе проведенного анализа предложены мероприятия, позволяющие оптимизировать финансовую деятельность предприятия АО «Катрен».
Работа состоит из введения, трех глав, в которых раскрыто содержание темы, заключения и списка использованных источников, которые были использованы для сбора информации.
Глава 1. Теоретические аспекты использования коммерческого кредита в финансовом обеспечении текущей деятельности предприятия
Сущность и значение коммерческого кредита
Коммерческий кредит как вид кредитования закреплен в ст. 823 ГК РФ. В ней сказано, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. При этом к коммерческому кредиту применяются правила главы 42 «Заем и кредит» ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами договора, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства [5, с. 69].
Коммерческий кредит - это предоставляемая по договору поставки (подряда, оказания услуг, аренды) отсрочка, рассрочка или авансирование, за которые могут взиматься проценты. Коммерческий кредит не может существовать сам по себе, он возникает при наличии основного обязательства: стороны должны быть связаны обязательствами по какому-либо договору. Поэтому условия коммерческого кредитования часто прописываются в самом договоре поставки (оказания услуг). Но нередко стороны заключают и отдельный договор. Главное условие - соблюдение письменной формы сделки.
Коммерческое кредитование клиентов предполагает прежде всего сопоставление потенциальной выгоды от продаж с отсрочкой платежа со связанными с ее предоставлением дополнительными затратами. Систематический контроль возникающих рисков требует наличия отлаженной системы управления дебиторской задолженностью и ликвидностью.
Можно выделить четыре основных типа затрат, вытекающих из предоставления коммерческого кредита:
- расходы, непосредственно связанные с взысканием дебиторской задолженности, в частности, зарплата персонала, занимающегося кредитным менеджментом, почтовые расходы и т. п.;
- издержки, связанные с замораживанием средств в дебиторской задолженности на период отсрочки платежа, такие как проценты по привлеченным заемным средствам или оплата услуг факторинговой организации;
- затраты, возникающие в результате неисполнения клиентами своих обязательств в установленный срок и связанные с необходимостью принудительного взыскания денежных средств, например судебные издержки;
- убытки по списанию безнадежной дебиторской задолженности, которая по тем или иным причинам не может быть получена с клиентов [12, с. 144].
Среди основных функций отношений между двумя коммерческими предприятиями можно выделить следующие:
- передача дополнительных денежных средств кредитора в качестве капитала для временного использования заемщиком.
- сокращение денежной массы в обращении благодаря размещению средств в ценных бумагах.
- мониторинг финансового состояния компании-заемщика с целью предотвратить возможные нарушения по срокам и объему выплат.
- снижение издержек обращения денежной массы.