Курсовая работа|Гражданское право

Правовое регулирование средств индивидуализации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 40

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Средства индивидуализации как объект гражданского права

  • 1. Средства индивидуализации как материальные блага: понятие, виды, характеристика
  • 2. Правовое регулирование средств индивидуализации

Глава 2. Возникновение, приобретение и прекращение прав средств индивидуализации

  • 1. Товарный знак
  • 2. Фирменное наименование
  • 3. Бренд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы. Необходимость узнавать (выделять, индивидуализировать) каждого человека не только по внешним признакам, но и посредством персонального (собственного) имени возникла с момента формирования общества. С развитием технологий в подавляющем числе отраслей хозяйства возникла неохоимость индивидуализации как юридических лиц, компаний, товаров и услуг. Со временем осознание, что средство индивидуализации может быть спосоствововать продвижению продукции, услуг, двигателем репутации органазации и компании, в конце-концоы – быть товаром, уокренилось в обществе и изменило отношение к нему как в экономическом, так и правовом поле. Особенно отчетливо это проявилось с принятием 18.12.2006 четвертой части Гражданского кодекса Росийской Федерации (далее - ГК РФ)[1]. Глава 76 регламантирует правовой режим средств индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование, бренд). Указанные конструкции не были присущи совествкому законодаательству, они смогли получить развитие лишь в рыночной системе хозяйствования. 

Поскольку действующее гражданское законодательство не способно обеспечить желаемую степень защиты прав и законных интересов граждан при использовании таких средств индивидуализации, становится очевидным, что иногда необходимы уникальные данные, которые исключают повторяемость и присущи только одному лицу. И такие признаки существуют.

С учетом изложенного можно сделать вполне конкретный вывод, что правовая система, регулирующая использование и защиту средств индивидуализации, нуждается в модернизации, возможно – в более широком его толковании, которое должно получить соответствующее теоретическое обоснование. С нашей точки зрения, в настоящее время первостепенную значимость имеет концептуальная разработка общих положений о системе средств индивидуализации граждан и внесение их в часть четвертую ГК РФ в качестве основополагающих элементов единой гражданско-правовой системы средств индивидуализации граждан. Эти обстоятельства убедительно свидетельствуют об актуальности научного исследования.

Объектом проведенного исследования стала совокупность гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе реализации гражданами своих прав на средства индивидуализации.

Предмет исследования - законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся средств индивидуализации граждан и субъективных прав на них.

Степень изученности темы. В последнее время появилось большое количестворабот, которые посвящены проблемам правового регулирования средств индивидуализации товаров, услуг, юридических лиц. Однако, в научной и учебной литературе недостаточно комплексных методологических исследований, которые могли бы содержать в себе анализ последних изменений в судебной системе и законодательстве.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на основе изучения правовых норм, научной литературы и правоприменительной практики провести системный критический анализ использования в российском гражданском праве средств индивидуализации граждан.

 Для достижения поставленной цели работы мы определили ряд исследовательских задач, среди которых наиболее значимыми можно признать:

-дать понятие средствам индивидуализации;

-рассмотреть правовую основу средств индивидуализации;

-определить виды средств индивидуализации и охарактеризовать каждый из них.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Средства индивидуализации как объект гражданского права

  • 1. Средства индивидуализации как материальные блага: понятие, виды, характеристика

Возникновение у людей потребности в индивидуализации кого-либо или чего-либо следует связывать с появлением необходимости в различении (выделении) отдельных субъектов, предметов, явлений, событий среди других им подобных. Как указывал автор: «Индивидуализация - есть выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия»[2]. Индивидуализация как особый процесс осуществляется при помощи использования системы разнообразных обозначений (знаков), которые именуются «средствами индивидуализации».

 Они играют существенную роль в современном обществе, которая обусловлена их широким использованием практически в каждой области человеческой деятельности. Принято считать, что одним из первых средств индивидуализации, которое начало использоваться людьми, являлось имя человека. Имя стало индивидуализировать его носителя, позволяя тем самым включить человека в процесс общественного взаимодействия. В качестве другого вида средств индивидуализации, также издавна использовавшегося людьми, можно отметить названия географических объектов - названия государств, графств, городов, сел, морей, рек, при помощи которых осуществлялось различение территорий.

С развитием общества происходил постоянный рост количества средств индивидуализации и их видов, что в первую очередь было связано с развитием экономических отношений. Так, например, с возникновением производства изготовители стали проставлять на своей продукции специальные клейма, указывающие имя производителя и место происхождения изделия. Еще до нашей эры строители при возведении зданий врезали в них каменный знак с обозначением, указывающим на строительную артель. На тканях ставилось клеймо производителя.

В настоящее время вместо клейм производители обычно используют товарные знаки, представляющие собой обозначения, проставляемые, как правило, на продукцию или на ее упаковку, позволяя тем самым отличать товары разных производителей на рынке. При помощи товарных знаков потребители могут легко найти нужную им продукцию на торговых прилавках. Другим современным средством индивидуализации является идентификационный номер налогоплательщика, призванный различать налогоплательщиков в сфере фискальных отношений.

К средствам индивидуализации также следует отнести основной государственный регистрационный номер юридического лица, адрес места нахождения организации, почтовый адрес и адрес регистрации по месту жительства (пребывания) гражданина, наименование организации, доменное имя, государственный номер транспортного средства и др. Количество средств индивидуализации огромно и вряд ли всех их можно перечислить в настоящей работе.

Учитывая специфику индивидуализации как особого процесса, многообразие средств индивидуализации, наличия у них как общих черт, так и ряда отличий, научный интерес в рамках настоящей работы представляет определение правовых понятий «индивидуализация», «средство индивидуализации», а также проведение классификации всех средств индивидуализации для построения их общей системы.

Толковый словарь русского языка определяет глагол «индивидуализировать»: «придавать кому-либо или чему-либо, выявлять у кого-либо или у чего-либо характерные, индивидуальные черты, признаки»; «обособить (обособлять) по индивидуальным признакам»[3]. Следовательно, смысл индивидуализации заключается в обособлении индивидуализируемого объекта от других схожих (однородных) с ним объектов.

При этом согласно указанным определениям индивидуализация может осуществляться двумя способами: путем придания индивидуальных признаков объекту индивидуализации или выявления имеющихся у объекта индивидуальных признаков. Различия между этими двумя способами можно продемонстрировать на примере индивидуализации объекта недвижимости. Так, индивидуализация путем придания индивидуальных признаков объекту недвижимости будет иметь место при присвоении ему уполномоченным государственным органом кадастрового номера. Индивидуализация же путем выявления имеющихся индивидуальных признаков в объекте недвижимости имеет место при описании характеристик такого объекта (указание его площади, этажности, места расположения и т.п.).

Автор пишет: «По мере усиления глобализации нарастает и конкуренция в различных сегментах мирового рынка. Чем шире предложение и чем активнее ведется борьба за покупателя, тем большее значение обретают все виды средств индивидуализации - как услуг и товаров, так и производителей. Средства индивидуализации и законодательные механизмы их защиты обеспечивают здоровую рыночную конкуренцию и повышение качества продукции.»[4]

Под средствами индивидуализации, во всем многообразии их видов, понимаются обозначения, при помощи которых коммерческие фирмы и их продукция - товары, услуги, выполняемые работы - идентифицируются среди множества других подобных объектов, приобретают уникальность. Однако в ГК РФ[5] четкое определение средств индивидуализации отсутствует, есть лишь перечисление и характеристики их отдельных видов.

Все эти объекты гражданских прав имеют одну общую особенность: их применение ограничено коммерческим оборотом. В связи с этим обладателями имущественных прав на любые виды средств индивидуализации не могут быть граждане, не осуществляющие коммерческую деятельность.

По условиям, на которых средствам индивидуализации предоставляется юридическая защита, все виды промышленной собственности делятся на две основные категории: подлежащие обязательной регистрации в государственных органах и не подлежащие. Примером второго вида средств индивидуализации является коммерческое обозначение, для которого допустимо использование без регистрации.

Кроме того, все средства индивидуализации подразделяются на три вида по типу их обладателя:

  1. Средства индивидуализации юридических лиц (названия предприятий).
  2. Инструменты идентификации, используемые в коммерческой деятельности и подлежащие регистрации в государственных органах (названия мест происхождения товара, например).
  3. Средства индивидуализации отдельных товаров (брендов, товарных линеек и т. д.) или целых фирм либо ИП (знаки обслуживания, товарные знаки)[6].

В зависимости от объема прав, которым располагают владельцы этих обозначений, средства индивидуализации бывают трех видов:

  1. Средства индивидуализации, правом на которые можно свободно распоряжаться (передавать, продавать и т. д.) после того, как они официально зарегистрированы.
  2. Средства индивидуализации, не передаваемые другим лицам (названия фирм и мест происхождения).
  3. Средства индивидуализации, исключительное право на которые можно отчуждать только в пользу субъектов, входящих в состав предприятия. 

В коммерции чрезвычайно важна идентификация товаров, услуг и работ, но не менее важно, чтобы потребитель различал производителей продукции и знал названия фирм, предлагающих товары и услуги, в которых он нуждается. Законодательство РФ выделяет четыре основных вида средств индивидуализации в зависимости от объекта, которому они присвоены:

Фирменное наименование-вид средств индивидуализации предназначен для обозначения юридических лиц, а конкретно - коммерческих фирм (то есть тех, чья деятельность направлена на извлечение прибыли). Рыночная борьба и отстройка от конкурентов актуальны для этих компаний в первую очередь, поэтому их названия функционируют в особом правовом режиме. Фирменные наименования могут быть как полными («Торговый дом «Ромашка»,  «Публичное акционерное общество «Газпром» и т. д.), так и существовать в виде сокращений и аббревиатур («ПАО МИБ» и др.).

К данному виду средств индивидуализации предъявляются свои специфические требования. Так, например, статьей 73 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»[7] запрещено использование слов «кредитная организация», «банк» тем субъектам, которые не обладают лицензией Центробанка РФ на проведение банковских операций. Это условие было введено для того, чтобы не допускать, в том или ином виде, введение потребителей в заблуждение.

  1. I. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая [Федеральный закон: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 24.11.2006 года №230-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №52 (1 ч.). -Ст. 5496.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая [Федеральный закон: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 18.12.2006 года №230-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №52 (1 ч.). -Ст. 5496.
  4. Об акционерных обществах: [федеральный закон от 26 декабря 1995г. № 208: по сост. на 25 февраля 2022 г.] // Российская газета. – 1995. – №248.
  5. Об обществах с ограниченной ответственностью: [федеральный закон от 08 февраля 1998г. № 14: по сост. на 25 февраля 2022г.] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №7. – Ст. 785.
  6. О рекламе: [федеральный закон от 13 марта 2006г. № 38: по сост. на 30 декабря 2021 г.] // Российская газета. – 2006. –№51.
  7. О защите конкуренции: [федеральный закон от 26 июня 2006г. № 135: по сост. на 01 апреля 2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №31. – Ст. 3434.
  8. О банках и банковской деятельности: [федеральный закон от 02 декабря 1990г. №395-1: по сост. на 08.05.2022 г.] // Собрание законодательства РФ. – –  №6. – Ст. 492.
  9. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: [закон РФ от 23 сентября 1992 № 3520-1: по сост. на 24 декабря 2002 г.] // Российская газета. – 1992. – №228.
  10. О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: [постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002г. № 494: по сост. на 01 февраля 2014г.] // Собрание законодательства РФ. – – № 27. – Ст. 2709.
  11. Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории российской федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию: [постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1996 г. № 943: по сост. на 22 августа 2006г.] // Российская газета. – 1996. – №33.
  12. О введении в действие Положения о фирме: [постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22 июня 1927г.: по сост. на 17 августа 1927г.] // Собрание законов и распоряжение Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. – 1927. – № 40. – Ст. 394. Утратил силу.

 

  1. II. Монографии, учебники и учебные пособия
  2. Афанасьев, И. В. Сервитут в гражданском праве: монография / И. В. Афанасьев. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 154 с.
  3. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / В. А. Белов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 451 с.
  4. Белов, В. А. Гражданское право. Т. 2 в 2 книгах. Общая часть. Лица, блага, факты: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 950 с.
  5. Белов, В. А. Что изменилось в Гражданском кодексе: практ. пособие / В. А. Белов. - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 321 с.
  6. Белов, В. А. Юридические факты в гражданском праве: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 450 с.
  7. Брагинский М.И. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В.В.Витрянский. - М.: Статут, 2020. - ?? с.
  8. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т. 2 / под ред. Сергеева А.П. М.: РГ-Пресс, 2018. - 156с.

 

  1. IV. Электронные ресурсы
  2. Статья «Виды средств индивидуализации» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://pate№tural.ru/zhur№al/vidy-sredstv-i№dividualizacii (Дата обращения: 11.05.2022).
  3. Статья «Система средств индивидуализации» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://pravo163.ru/sistema-sredstv-i№dividualizacii-oxra№osposob№ost-sredstv-i№dividualizacii/ (Дата обращения: 11.05.2022г.)
  4. Статья «Общая характеристика средств индивидуализации» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://law.wikireadi№g.ru/42646 (Дата обращения: 11.05.2022г.)
  5. Статья «Бренд» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://zako.ru/blog/2019/08/30/pravovaya_ohra№a_bre№da (Дата обращения: 11.05.2022г)
  6. Статья «Товарный знак» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32919/1/pz_2015_01_27.pdf (Дата обращения: 11.05.2022г.)
  7. Статья «Фирменное наименование» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://www.law.ru/№ews/31638-svejiy-obzor-praktiki-as-raz№yh-okrugov (Дата обращения: 11.05.2022г.)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2013 год 49 стр.
Курсовая Правовое регулирование инновационной деятельности
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2018 год 31 стр.
Курсовая Правовое регулирование права собственности граждан
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2018 год 30 стр.
Курсовая Правовое регулирование раздела общего имущества супругов
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 28 стр.
Курсовая Правовое положение ООО

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское