ВВЕДЕНИЕ
- СДЕЛКИ С ПОРОКАМИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА, СОВЕРШЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
1.1 Сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным
1.2 Сделки, совершаемые гражданином, ограниченным судом в дееспособности
1.3 Сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте до 14 лет
1.4 Сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте старше 14 лет
- СДЕЛКИ С ПОРОКАМИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА, СОВЕРШЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
2.1 Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица
2.2 Сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сделка представляет собой юридический акт, направленный на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Вследствие этого для ее действительности требуется наличие достаточного уровня правосубъектности у сторон сделки. Согласно ст. 18 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) физические лица обладают общей правоспособностью, что означает наличие у них права совершать любые сделки, которые не противоречат законодательству. В то же время реальная их способность заключать сделки ограничивается их реальной дееспособностью. У юридических лиц дееспособность есть всегда. Но организации могут иметь общую и специальную правоспособность, при которой сделкоспособность ограничивается уставными целями или наличием специальных лицензий.
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день институт недействительности сделок является одним из самых динамичных и широко применяемых в гражданских правоотношениях, что влечет необходимость своевременного учета изменений законодательства и тенденций судебной практики. Однако на текущий момент существует значительное количество законодательных пробелов, которые влекут за собой неоднозначность или неверность толкования воли законодателя.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с заключением сделок с пороком субъектного состава.
Предмет исследования – нормы российского гражданского законодательства, определяющие особенности сделок с пороками субъектного состава.
Цель исследования – рассмотреть характеристику сделок с пороками субъектного состава.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
- изучить сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным;
- исследовать сделки, совершаемые гражданином, ограниченным судом в дееспособности;
- исследовать сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте до 14 лет;
- охарактеризовать сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте старше 14 лет;
- рассмотреть сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица;
- изучить сделки, совершенные органами юридического лица с превышением их полномочий.
Научно-теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как С.С. Алексеев, В.В. Байбак, С. П. Гришаев, К. Ю. Казанцева, К. И. Скловский, И.А. Толстова и др.
Эмпирической базой исследования выступили материалы судебной практики, включая акты Верховного суда РФ, ЕСПЧ и т.д.
В работе использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, структурный, функциональный, исторический, формально-правовой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. СДЕЛКИ С ПОРОКАМИ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА, СОВЕРШЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
1.1 Сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным
Гражданин может быть признан недееспособным только судом и только вследствие заболевания, при котором он не может понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ[1]). Воля, необходимая для заключения сделки, отсутствует, если совершаемое действие не осознается лицом, поэтому закон в этих случаях признает сделку ничтожной. Например, по одному из дел Верховный Суд РФ весьма точно указал на то, что «лицо, признанное недееспособным к моменту обращения в суд его опекуна с исковым заявлением, не может выразить свою волю, поскольку не понимает значение своих действий и не может руководить ими»[2].
Недееспособным может быть признано как полностью, так и ограниченно дееспособное лицо. Так, лица в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно совершать определенные сделки (ст. 26 ГК РФ), например, распоряжаться заработком и т.д. В целях лишения возможности совершать сделки, если указанные граждане не способны понимать свои действия, они также могут быть признаны недееспособными[3].
В результате признания лица недееспособным над ним устанавливается опека. Это означает, что от имени и в интересах недееспособного в обороте действует опекун: только он может совершать сделки от имени опекаемого, он обеспечивает обязательное представительство недееспособного во всех делах, касающихся его имущества, дохода, трудовых отношений, поездок и проживания, социальных контактов и т.д. Недееспособность в целом означает полную утрату автономии почти во всех сферах жизни[4].
Недостатком отечественного законодательства можно назвать отсутствие возможности установления для лиц, имеющих психические расстройства, промежуточных состояний между недееспособностью и дееспособностью, наподобие ограниченной дееспособности (ст. 30 ГК РФ), в зависимости от того, какого рода действия лицо не может понимать и какими действиями не может руководить. На это обстоятельство не раз обращал внимание Европейский суд по правам человека. В частности, им отмечалось, что «наличие психического расстройства, даже серьезного, не может выступать единственной причиной лишения дееспособности. По аналогии с делами, касающимися лишения свободы, лишение дееспособности будет оправданным при наличии психического расстройства «характера или степени», делающих такую меру необходимой... российское законодательство не предусматривает «дифференцированных последствий». В результате права заявителя, предусмотренные статьей 8 Конвенции, были ограничены более значительно, чем это было строго необходимо при данных обстоятельствах»[5].
Поскольку сделкой признается только такое действие, которое направлено на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, норма ст. 171 ГК РФ не применяется к любым иным правоотношениям. В частности, не является ничтожным трудовой договор, совершенный недееспособным[6].
Совершение сделки с заведомо недееспособным расценивается законом как нарушение его прав, деликт. Поэтому виновная сторона несет ответственность в виде возмещения реального ущерба, причиненного в результате заключения и исполнения сделки[7].
В силу того что самостоятельно совершенная недееспособным сделка может быть направлена к его выгоде, а институт недееспособности призван прежде всего защитить именно недееспособное лицо, норма предусматривает возможность признания такой сделки действительной по заявлению опекуна. В частности, таковыми могут быть признаны все сделки, которые не состоят в распоряжении имуществом недееспособного (например, подряд, когда недееспособный действует на стороне подрядчика, дарение и т.д.). Однако сделка может быть выгодной и в случае с распоряжением, поэтому также может быть признана действительной (например, недееспособное лицо может совершить выгодную покупку). Сделка должна быть признана действительной судом.
Представляется, что истец вправе ограничиться взысканием реального ущерба, не требуя применения последствий недействительности сделки.