Введение
Глава 1. Теоретические аспект изучения правового регулирования работы избирательных комиссией
1.1 Система избирательных комиссий
1.2 Направления совершенствования системы избирательных комиссий
Глава 2. Теоретические аспекты изучения правового статуса членов избирательной комиссии
2.1 Проблемы правового статуса
2.2 Направления совершенствования правового статуса
Заключение
Список использованных источников
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Избирательные комиссии как органы, находящиеся в центре организации избирательного процесса, традиционно привлекают пристальное внимание средств массовой информации, политических партий, правозащитных организаций и иных институтов гражданского общества. С порядком формирования избирательных комиссий, уровнем партийного представительства в их структуре также традиционно связывают вопросы объективности, беспристрастности проведения выборов, гарантированности получения непротиворечивых и достоверных данных об итогах голосования.
Международные акты, затрагивающие вопросы организации выборов, ориентируют государства-участники на создание системы обособленных избирательных органов, отвечающих требованиям профессионализма и беспристрастности, что может достигаться за счет их формирования из специально подготовленных профессиональных кадров либо за счет обеспечения в их составе представительства действующих политических сил.
Целью настоящей работы является изучение избирательных комиссии в Российской Федерации.
Предметом настоящей работы являются общественные отношения в сфере правового регулирования избирательных комиссии в Российской Федерации.
Объект исследования представляет собой совокупность социальных отношений связанных с функционированием избирательных комиссий РФ
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1.Изучить систему избирательных комиссий.
- Выявить направления совершенствования системы избирательных комиссий.
- Выявить проблемы правового статуса членов избирательной комиссии.
- Выявить направления совершенствования правового статуса членов избирательной комиссии.
При исследовании общетеоретических аспектов в рамках рассматриваемой тематики были использованы работы ведущих отечественных специалистов в области теории государства и права - А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Ю.А. Тихомирова, а также конституционного и избирательного права С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, И.С. Алехиной, Г.Н. Андреевой, М.В. Баглая, Е.В. Белоусовой, Р.Т. Биктагирова, Н.А. Богдановой, И.Б. Борисова, Ю.А. Веденеева, Т.Н. Зражевской, А.В. Иванченко, В.И. Лысенко, В.Т. Кабышева, А.И. Казанника, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, А.Н. Костюкова, М.А. Краснова, М.С. Матейковича, И.В. Мухачева, Ю.А. Новикова, Г. Д. Садовниковой, И. А. Старостиной, Е.С. Шугриной, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.
Глава 1. Теоретические аспект изучения правового регулирования работы избирательных комиссией
- Система избирательных комиссий
Основополагающий принцип народного суверенитета закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 3), который гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
При рассмотрении прямого осуществления власти народом посредством проведения референдума и свободных выборов многие авторы высказывают позицию о том, что данное явление носит императивный характер. Кроме того, существуют институты участия во власти народа (митинги, демонстрации, обсуждения, обращения граждан и т.п.), которые носят консультативный характер[1].
Говоря о механизме реализации народного суверенитета, мы рассмотрим императивный характер осуществления власти народом - посредством проведения референдума и свободных выборов. Во исполнение принципа народного суверенитета народ Российской Федерации осуществляет свою власть посредством проведения референдума, формирует основные институты публичной власти федерального уровня, в субъектах Российской Федерации, на местном уровне.
Очевидно, что инструментом при выявлении воли народа в реализации механизма народного суверенитета посредством проведения референдума и свободных выборов являются избирательные комиссии, объединенные в Российской Федерации в систему; в соответствии с законодательством при определенных условиях они являются и комиссиями референдума.
В Конституции РФ отсутствуют положения об организации и деятельности избирательных комиссий, поэтому данные вопросы регулируются текущим федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ).
При определении дальнейшего развития и совершенствования системы избирательных комиссий в Российской Федерации необходимо осмыслить, на что необходимо ориентироваться при организации данной работы.
На наш взгляд, такими ориентирами могут быть предложения, которые формулируются представителями науки о разрешении проблемных вопросов при исследовании принципа народного суверенитета, закрепленного в Конституции Российской Федерации. Таких предложений в науке конституционного права высказано немало[2]. Вместе с тем применительно к вопросам построения системы избирательных комиссий считаем необходимым отметить следующее.
Проведя анализ научных работ, посвященных исследованию проблем принципа народного суверенитета, мы пришли к выводу о том, что одна из основных проблем - это проблема практической реализации принципа народного суверенитета, несмотря на то что данный принцип провозглашен в Конституции РФ.
Так, С.А. Авакьян, исследуя проблемы суверенитета и демократии, отмечает: "Не будем отрицать очевидное - до реальной власти народа нам еще далеко...". В.Т. Кабышев, говоря о народовластии в системе конституционного строя России, делает вывод о том, что народ должен стать основным субъектом конституционных политических отношений, контролируя в действительности (а не декларативно) все институты власти.
В этой связи, а также исходя из практики проведения избирательных кампаний всех уровней, необходимо обратить особое внимание на относительно низкий уровень правовой культуры населения. Так, Н.М. Добрынин отмечает, что сейчас в нашей стране массовое правосознание по-прежнему нередко воспринимает в качестве нормы общественного бытия либо правовой идеализм, либо (что хуже) правовой нигилизм, представляется вполне логичным в русле обсуждения проблематики народовластия и народного суверенитета перейти от анализа вопроса о влиянии общественного правосознания и правовой культуры на реальность институтов демократии и верховенство власти народа к освещению проблемы бюрократизации власти и наблюдаемых деформаций политико-правового режима в современной России[3].
К путям преодоления проблем, возникающих при реализации принципа народного суверенитета, Н.М. Добрынин относит обеспечение реального разделения властей; исключение слияния политических, экономических и административных сил в обществе; создание необходимых предпосылок для естественного становления и развития политических структур гражданского общества; необходимость единообразного понимания конституционных идей, принципов конституционного порядка и действенную систему защиты конституции страны от "вольных" интерпретаций или (что бывает чаще всего) полного пренебрежения.
В этой связи в целях обеспечения выражения адекватной воли народа в процессе волеизъявления при проведении референдума и выборов особо актуальными становятся вопросы создания надежного механизма защиты народного суверенитета от негативного воздействия на него по различным направлениям деятельности как государства, так и общества.
Что требуется, чтобы провести достойные выборы (референдум) исходя из смысла закрепленного в Конституции РФ принципа народного суверенитета? По мнению Л.И. Масловой, проведение достойных выборов требует наличия четырех составляющих: 1) избирательный закон, в котором закреплены нормы, обеспечивающие в полной мере реализацию свободных и честных выборов; 2) автономная и независимая избирательная комиссия; 3) административные процедуры, гарантирующие любому "маленькому человеку" возможность отдать свой голос свободно и без страха; 4) электорат, в полной мере осведомленный о своих правах и обязанностях[4].
Изучение проблем механизма реализации народного суверенитета необходимо осуществлять с учетом федеративной модели устройства Российского государства.
Учитывая, что о системе избирательных комиссий в Конституции РФ ничего не сказано, вопросы выстраивания данной системы возможно осуществить нормами федерального закона с учетом федеративной формы государственного устройства России.
Необходимо отметить, что, несмотря на наличие ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая называется "Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума", имеются разные подходы с точки зрения теории и практики относительно понимания такой категории, как система избирательных комиссий в Российской Федерации.