Введение
- Правовые основы формирования и развития гражданского общества
1.1 Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества
1.2 Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества
1.3 Тенденции взаимодействия государства и гражданского общества
- Правовые формы участия институтов гражданского общества в управлении делами государства
2.1 Правотворческая инициатива институтов гражданского общества как форма общественного участия в деятельности государственных органов
2.2 Общественный контроль над государством как ключевая функция гражданского общества
2.3 Проблемы взаимодействия общества и органов власти и пути их решения.
Заключение
Список использованной литературы
Гражданское общество, формируясь на протяжении длительного времени, в настоящее время представляет собой многомерное политическое, общественное и экономическое явление. Для этого относительно нового феномена российской действительности характерны очень размытые характеристики, что можно объяснить многочисленными подходами к определению его сущности со стороны ученных - политологов, социологов и юристов.
Нынешнее состояние исследований гражданского общества, несмотря на большое внимание, уделяемое этому феномену как учеными, так и практическими деятелями, трудно признать успешным.
Задачи организации эффективно действующего механизма согласования действий граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, привлечения граждан к участию в выработке государственных решений по важным социальным, экономическим и другим общественно значимым вопросам в современной России крайне актуальны. Но решение представленных выше задач невозможно без взаимодействия между такими секторами общества, как государство, бизнес, некоммерческие организации, а для этого нужно найти определенные универсальные инструменты, способные реализовать имеющийся в нашей стране потенциал.
Основное направление работы по формированию такого рода инструментов взаимодействия заключается в создании оптимальной системы прямых и обратных связей между органами государственной власти и гражданским обществом, которая определяется степенью институциализации социума.
Вопросами генезиса и эволюции гражданского общества занимались такие видные зарубежные деятели, как Платон, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Пейн, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс и др. Среди современных отечественных ученых специфику институциализации российского гражданского общества в условиях глобализации и модернизации исследовали A.Н. Аринин, П.П. Баранов, T.IO. Грудцына, В.Н. Синюков, C.П. Перегудов, Ю.С. Колесников, А.Г. Кучерена и др.
Однако вопросы формирования и функционирования новых институтов гражданского общества, механизмы правовой оптимизации взаимодействия с ними органов до сих пор не нашли должного отражения в научных изысканиях. Изучению форм взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества посвящена данная работа, основанная на научных трудах Н.В. Исакова, Д.И. Кабарухина, А.И. Соловьева, Д.И. Кабарухина, А.П. Кочеткова, В.С. Нерсесянц и др., а также нормативных актах РФ.
Предмет исследования - организационно-правовые формы взаимодействия институтов гражданского общества и государства и регулирующие их правовые нормы.
Объектом исследования данной работы выступает система общественных отношений, которая складывается в процессе взаимодействия и функционирования институтов гражданского общества и органов государственной власти в Российской Федерации.
Цель исследования - анализ форм взаимодействия органов власти и гражданского общества.
В ходе исследования проблемы в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- Определить сущность понятия «гражданское общество».
- Проанализировать признаки гражданского общества.
- Рассмотреть многообразие форм согласованной деятельности государства и гражданского общества.
- Выявить тенденции взаимодействия государства и гражданского общества.
При выполнении исследования использовался метод теоретического анализа научной литературы, диалектический метод познания, исторический и системный методы.
1. Правовые основы формирования и развития гражданского общества
1.1 Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества
В настоящее время в условиях проведения в России экономических и политических реформ решаются задачи формирования государственно-организованного общества на правовых началах, формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Становление гражданского общества в этом смысле есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России.
По мнению А.П. Кочеткова, гражданское oбщество – это «система внегосударственных общественных отношений и институтов, которая дает возможность индивидууму осуществить свои гражданские права и выразить многообразные потребности, интересы и ценности» [13].
Как отмечает В.С. Нерсесянц, «становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом». Последнее возникает при разделении государства и социальных структур, обособлении его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складывались в процессе становления и развития гражданского общества [15].
Гражданское общество – это «сфера свободной, автономной, а также стимулированной правом активности граждан и созданных ими организаций», которые в этой сфере, огражденной необходимыми законами от прямого, «необоснованного вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны органов государственной власти», имеют реальную возможность и способны выступать в качестве самостоятельных субъектов, преследующих позитивные цели [14]. Эта сфера есть воплощение свободы, ее опора.
Существование и развитие гражданского общества напрямую связано со сложной системой общественных отношений и невозможно без участия (прямого или опосредованного) государства, в частности, посредством издания и применения норм частного и публичного права. Кроме того, на гражданское общество влияет политическая система государства, от качества которой в определенный момент времени зависят модели развития общества.
Необходимо отметить, что представительная демократия на протяжении продолжительного периода времени представляет собой один из господствующих факторов гражданского общества. Функции институтов представительной демократии сводятся к обеспечению законных прав граждан и выражению интересов разных социальных слоев и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.
Что касается российского гражданского общества, то, по мнению некоторых авторов, важным признаком гражданского общества выступает обладание индивидуумами прав по отношению к государству, которое берет на себя соответствующие этим законным правам обязанности по их выполнению, а также гарантирует этот процесс выполнения [14].
В современной трактовке гражданское общество – это не постоянный структурный компонент современного общества, а динамичная характеристика способа его трансформации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что становление гражданского общества в Российской Федерации будет продолжительным. И это закономерно, т.к. перестройка общества является грандиозным мероприятием, доставляющим многим членам общества неудобства.
Взаимодействие гражданского общества и государства носит исторический характер. Они возникли тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и защиты своих интересов, обратилось к идее создания государства.
Теоретически и практически бесспорно то, что гражданское общество и государство – две стороны одной медали, от взаимодействия которых, их известного противостояния, взаимопроникновения и взаимоконтроля зависят общественная стабильность, прогрессивные изменения, устойчивое развитие. Становясь неотъемлемым элементом в системе общественных: отношений, государство выполняет определенные регулирующие функции, дополняет гражданское общество, обеспечивает его прогрессивное развитие.
Опыт мирового развития показывает, что тесное взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского общества и государства не устанавливаются автоматически. При неразвитом гражданском обществе государству присуща тенденция к экспансии, подавлению гражданского общества. Такое гражданское общество, как правило, не может противостоять государству. В этом случае государство как аппарат чиновников поглощает его, утверждает свое господство, тотальную этатизацию всего и вся. Бюрократия из слуги превращается в господина, становится вершителем судеб всех граждан.
Таким образом, гражданское общество, формируясь на протяжении длительного времени, в настоящее время представляет собой многомерное политическое, общественное и экономическое явление, которое не имеет до настоящего времени четкого единого определения. Категория гражданское общество представляет собой систему внегосударственных общественных отношений и институтов, которая дает возможность индивидууму осуществить свои гражданские права и выразить многообразные потребности, интересы и ценности. Оно формируется в странах с рыночной экономикой, где субъекты обладают определенными правами и свободами.