Курсовая работа|Гражданское право

Формирование и развитие гражданского общества

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 31

Введение

  1. Правовые основы формирования и развития гражданского общества

1.1 Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества 

1.2 Правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества

1.3 Тенденции взаимодействия государства и гражданского общества

  1. Правовые формы участия институтов гражданского общества в управлении делами государства

2.1 Правотворческая инициатива институтов гражданского общества как форма общественного участия в деятельности государственных органов

2.2 Общественный контроль над государством как ключевая функция гражданского общества

2.3 Проблемы взаимодействия общества и органов власти и пути их решения.

Заключение

Список использованной литературы

Гражданское общество, формируясь на протяжении длительного времени, в настоящее время представляет собой многомерное политическое, общественное и экономическое явление. Для этого относительно нового феномена российской действительности характерны очень размытые характеристики, что можно объяснить многочисленными подходами к определению его сущности со стороны ученных - политологов, социологов и юристов.

Нынешнее состояние исследований гражданского общества, несмотря на большое внимание, уделяемое этому феномену как учеными, так и практическими деятелями, трудно признать успешным.

Задачи организации эффективно действующего механизма согласования действий граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, привлечения граждан к участию в выработке государственных решений по важным социальным, экономическим и другим общественно значимым вопросам в современной России крайне актуальны. Но решение представленных выше задач невозможно без взаимодействия между такими секторами общества, как государство, бизнес, некоммерческие организации, а для этого нужно найти определенные универсальные инструменты, способные реализовать имеющийся в нашей стране потенциал.

Основное направление работы по формированию такого рода инструментов взаимодействия заключается в создании оптимальной системы прямых и обратных связей между органами государственной власти и гражданским обществом, которая определяется степенью институциализации социума.

Вопросами генезиса и эволюции гражданского общества занимались такие видные зарубежные деятели, как Платон, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Пейн, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс и др. Среди современных отечественных ученых специфику институциализации российского гражданского общества в условиях глобализации и модернизации исследовали A.Н. Аринин, П.П. Баранов, T.IO. Грудцына, В.Н. Синюков, C.П. Перегудов, Ю.С. Колесников, А.Г. Кучерена и др.

Однако вопросы формирования и функционирования новых институтов гражданского общества, механизмы правовой оптимизации взаимодействия с ними органов до сих пор не нашли должного отражения в научных изысканиях. Изучению форм взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества посвящена данная работа, основанная на научных трудах Н.В. Исакова, Д.И. Кабарухина, А.И. Соловьева, Д.И. Кабарухина, А.П. Кочеткова, В.С. Нерсесянц и др., а также нормативных актах РФ.

Предмет исследования - организационно-правовые формы взаимодействия институтов гражданского общества и государства и регулирующие их правовые нормы.

Объектом исследования данной работы выступает система общественных отношений, которая складывается в процессе взаимодействия и функционирования институтов гражданского общества и органов государственной власти в Российской Федерации.

Цель исследования - анализ форм взаимодействия органов власти и гражданского общества.

В ходе исследования проблемы в данной работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить сущность понятия «гражданское общество».
  2. Проанализировать признаки гражданского общества.
  3. Рассмотреть многообразие форм согласованной деятельности государства и гражданского общества.
  4. Выявить тенденции взаимодействия государства и гражданского общества.

При выполнении исследования использовался метод теоретического анализа научной литературы, диалектический метод познания, исторический и системный методы.

 

1. Правовые основы формирования и развития гражданского общества

1.1 Теоретико-методологические основы исследования гражданского общества

В настоящее время в условиях проведения в России экономических и политических реформ решаются задачи формирования государственно-организованного общества на правовых началах, формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Становление гражданского общества в этом смысле есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России.

По мнению А.П. Кочеткова, гражданское oбщество – это «система внегосударственных общественных отношений и институтов, которая дает возможность индивидууму осуществить свои гражданские права и выразить многообразные потребности, интересы и ценности» [13].

Как отмечает В.С. Нерсесянц, «становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом». Последнее возникает при разделении государства и социальных структур, обособлении его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складывались в процессе становления и развития гражданского общества [15].

Гражданское общество – это «сфера свободной, автономной, а также стимулированной правом активности граждан и созданных ими организаций», которые в этой сфере, огражденной необходимыми законами от прямого, «необоснованного вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны органов государственной власти», имеют реальную возможность и способны выступать в качестве самостоятельных субъектов, преследующих позитивные цели [14]. Эта сфера есть воплощение свободы, ее опора.

Существование и развитие гражданского общества напрямую связано со сложной системой общественных отношений и невозможно без участия (прямого или опосредованного) государства, в частности, посредством издания и применения норм частного и публичного права. Кроме того, на гражданское общество влияет политическая система государства, от качества которой в определенный момент времени зависят модели развития общества.

Необходимо отметить, что представительная демократия на протяжении продолжительного периода времени представляет собой один из господствующих факторов гражданского общества. Функции институтов представительной демократии сводятся к обеспечению законных прав граждан и выражению интересов разных социальных слоев и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.

Что касается российского гражданского общества, то, по мнению некоторых авторов, важным признаком гражданского общества выступает обладание индивидуумами прав по отношению к государству, которое берет на себя соответствующие этим законным правам обязанности по их выполнению, а также гарантирует этот процесс выполнения [14].

В современной трактовке гражданское общество – это не постоянный структурный компонент современного общества, а динамичная характеристика способа его трансформации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что становление гражданского общества в Российской Федерации будет продолжительным. И это закономерно, т.к. перестройка общества является грандиозным мероприятием, доставляющим многим членам общества неудобства.

Взаимодействие гражданского общества и государства носит исторический характер. Они возникли тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и защиты своих интересов, обратилось к идее создания государства.

Теоретически и практически бесспорно то, что гражданское общество и государство – две стороны одной медали, от взаимодействия которых, их известного противостояния, взаимопроникновения и взаимоконтроля зависят общественная стабильность, прогрессивные изменения, устойчивое развитие. Становясь неотъемлемым элементом в системе общественных: отношений, государство выполняет определенные регулирующие функции, дополняет гражданское общество, обеспечивает его прогрессивное развитие.

Опыт мирового развития показывает, что тесное взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского общества и государства не устанавливаются автоматически. При неразвитом гражданском обществе государству присуща тенденция к экспансии, подавлению гражданского общества. Такое гражданское общество, как правило, не может противостоять государству. В этом случае государство как аппарат чиновников поглощает его, утверждает свое господство, тотальную этатизацию всего и вся. Бюрократия из слуги превращается в господина, становится вершителем судеб всех граждан.

Таким образом, гражданское общество, формируясь на протяжении длительного времени, в настоящее время представляет собой многомерное политическое, общественное и экономическое явление, которое не имеет до настоящего времени четкого единого определения. Категория гражданское общество представляет собой систему внегосударственных общественных отношений и институтов, которая дает возможность индивидууму осуществить свои гражданские права и выразить многообразные потребности, интересы и ценности. Оно формируется в странах с рыночной экономикой, где субъекты обладают определенными правами и свободами.

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Соколов Н.Я. Формы правотворчества в условиях общенародного государства // Советское государство и право. 1965. № 7.
  3. Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. № 12.
  4. Поленина С.В. Правовая политика — генерализующий фактор правотворчества // Государство и право. 2011. № 1.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября. С. 1—6; Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.
  6. Собрание законодательства РФ. 2001. № 52.
  7. Собрание законодательства РФ. 2003. № 40.
  8. Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. №5.
  9. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2012 год. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012.
  10. Исаков Н.В. Основные приоритеты современной российской правовой политики. Пятигорск. 2003. 216 с.
  11. Конджакулян К.М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление, 2012, N 1.
  12. Кабарухин Д.И. Федеративная государственность и гражданское общество: институционально-правовые формы взаимодействия // Вестник ТИУиЭ. 2011. №2.
  13. Кочетков А.П. Государство и гражданское общество в России: стратегия взаимодействия // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время . 2014. №1.
  14. Матвейчев О. Гражданское общество и государство. Модели взаимоотношения // Логос. 2005. №3 (48).
  15. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. М., 1989.
  16. Нечаев Д.Н. Гражданское общество и государство: концепции и модели взаимодействия // Институт государства и гражданского общества: модели взаимодействия: сб. науч. трудов / под ред. Д.Н. Нечаева. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005.
  17. Принцип субсидиарности как основа взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов / Л.А. Тихомирова Л.А. // Право и политика. 2011. № 2.
  18. Соловьев А.И. Три стратегии гражданского общества. М.: Просвещение. 1996. 147 с.
  19. Толочко А.В. Инновационные механизмы социально-политического взаимодействия государства и институтов гражданского общества в современной России // PolitBook . 2012. №2.
  20. Управление без иерархии // Ведомости, 2012. 25 июня.
  21. Усватов И.С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2015 год 35 стр.
Курсовая Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений
asyamolova
Курсовая работа Гражданское право
2014 год 40 стр.
Курсовая Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 42 стр.
Курсовая Договор участия в долевом строительстве
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2015 год 32 стр.
Курсовая Договор хранения на товарном складе
diplomstud
Курсовая работа Гражданское право
2011 год 38 стр.
Курсовая Договорное оказание рекламных услуг
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское