Все предприятия, осуществляя хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ или услуг.
Среди многообразия хозяйственных операций на предприятии, учет готовой продукции и ее продажи является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета готовой продукции состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и получателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки ценностей и контролем за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:
- возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
- учет товаров в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или бригадой (администрация может предъявить претензии к нарушителям учета);
- учет товаров в натурально-стоимостном выражении; товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;
- единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход (так, если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам).
Таким образом, учет готовой продукции и ее продажи занимает одно из ведущих направлений в области финансового и управленческого учета деятельности предприятия. Исходя из вышесказанного, тема курсовой работы, по нашему мнению, является актуальной, что и определило ее выбор.
Цель курсовой работы состоит в изучении организации учета готовой продукции и ее продажи на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- исследовать методику учета готовой продукции;
- проанализировать нормативно-правовую базу организации и учета готовой продукции на предприятии;
- дать организационно-правовую и экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- критически оценить порядок организации учета готовой продукции на конкретном предприятии;
- разработать рекомендации по совершенствованию учета готовой продукции в исследуемом предприятии.
Объектом курсовой работы является ООО «Брянский камвольный комбинат».
Предметом курсовой работы являются учетно-аналитические процессы и операции, связанные с совершенствованием учета готовой продукции.
Методологической базой курсовой работы стали метод сравнений, монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный методы исследования, а также следующие элементы метода бухгалтерского учета: документация; оценка; счета; двойная запись; баланс и отчетность.
Исходными данными для написания работы послужили учебные пособия и монографии ученых и практиков, исследовавших учет готовой продукции предприятия, статьи периодической печати, законодательные документы, а также организационная и учетная документация ООО «Брянский камвольный комбинат» за 2017-2019 годы.
1 Теоретические и методические основы учета готовой продукции
1.1 Понятие, классификация и оценка готовой продукции
Готовая продукция - это результат законченного производственного процесса предприятия, материализованный в виде выработанных изделий, выполненных работ и оказанных услуг силами основного или вспомогательного производства. Она предназначена для продажи юридическим и физическим лицам, поэтому должна удовлетворять следующим требованиям:
1) быть полностью законченной и укомплектованной;
2) соответствовать стандартам и техническим условиям;
3) быть принятой службой технического контроля;
4) иметь необходимую документацию, удостоверяющую ее качество, комплектность, а также безопасность использования, потребления и эксплуатации[1].
Часть готовой продукции может быть израсходована на нужды собственного производства.
В состав готовой продукции включают:
- изделия и полуфабрикаты собственного изготовления;
- работы и услуги производственного характера;
- работы и услуги социального назначения;
- строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы;
- выработка, очистка и отпуск воды, пара, электроэнергии и сжатого воздуха;
- транспортные услуги;
- услуги торговли и общественного питания;
- информационно-консультационные услуги;
- жилищно-коммунальные и гостиничные услуги;
- прочие работы и услуг.
Готовая продукция является конечным результатом производственного цикла. Ее последующая реализация завершает оборот хозяйственных средств и определяет эффективность производства. Если выручка от продажи готовой продукции превышает ее полную фактическую себестоимость и суммы налогов, включаемых в цену, возникает прибыль. Прибыль - главный источник развития коммерческого предприятия, поэтому она подсчитывается бухгалтерией больших и средних предприятий ежемесячно, а малых ежеквартально[2].
Выпущенная продукция на любом предприятии проходит несколько стадий: производство, перемещение и реализация. Производство происходит в цеху, затем готовая продукция перемещается из цеха на склад, а затем - к покупателю.
Стадия выпуска самая важная, так как на этом этапе формируют себестоимость продукции. Она может быть фактической — рассчитанной по реально понесенным затратам, или нормативной — рассчитанной по нормам списания[3].
В производственную себестоимость готовой продукции должны включаться материальные и трудовые производственные затраты, амортизация основных средств, отчисления в социальные фонды и другие расходы, непосредственно связанные с производством. Прочие расходы, в частности общехозяйственные (собираемые на счете 26 «Общехозяйственные расходы»), могут включаться или не включаться в состав производственной себестоимости.
В соответствии с п. 23 ФСБУ 5/2019 в реальную себестоимость продукции включают[4]:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- страховые взносы с зарплаты;
- амортизацию;
- прочие затраты.
При этом в соответствии с п. 26 ФСБУ 5/2019 в состав реальной себестоимости запрещено включать:
- затраты в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и так далее;
- обесценение активов, даже если они использовались в производстве;
- управленческие расходы, не связанные с производством;
- траты на хранение, если хранение не является частью производственного цикла;
- затраты на рекламу и продвижение;
- и прочие затраты, не влияющие на производство.
Плановая себестоимость — это предполагаемая стоимость готовой продукции на запланированный период. Для ее расчета используют нормы списания сырья, материалов, топлива, трудовых затрат и так далее. Метод разрешено применять при массовом или серийном производстве (п. 27 ФСБУ 5/2019).
В бухгалтерском учете готовую продукцию можно учитывать как по фактической производственной себестоимости, так и по нормативной (плановой) себестоимости. В зависимости от избираемого производственной организацией способа зависит порядок отражения готовой продукции на счетах бухгалтерского учета.
Если организация-производитель принимает решение учитывать готовую продукцию по фактической себестоимости, то в этом случае учет готовой продукции будет осуществляться только с использованием счета 43 «Готовая продукция».
При учете готовой продукции по фактической себестоимости поступление последней на склад отражается следующей проводкой:
Д 43 - К 20 «Основное производство» на сумму фактической себестоимости произведенной продукции.
При учете по нормативной (плановой) себестоимости определяется внутрипроизводственный результат работы предприятия - экономия или перерасход в затратах на производство. Эта разница определяется на счете 40 «Выпуск продукции». Этот счет является контрольно-результативным: по дебету счета указывается фактическая производственная себестоимость продукции, а по кредиту - нормативная (плановая) себестоимость. Путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от плановой. Перерасход списывается дополнительной проверкой, а экономия сторнируется (Д 90 - К 40). Счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо не имеет[5].
Себестоимость идентичной продукции может отличаться друг от друга. Для того, чтобы определить, по какой стоимости списывать готовую продукцию при реализации, пользуются одним из трех способов.
Списание готовой продукции по себестоимости каждой единицы. Этот метод применяют для продукции, которая не может заменять друг друга. Поэтому при реализации списывается себестоимость конкретной единицы.
Списание себестоимости продукции по средней себестоимости. Для расчета средней себестоимости единицы продукции общую себестоимость готовой продукции делят на количество. Среднюю себестоимость можно пересчитывать через равные интервалы времени или по мере выпуска каждой новой партии продукции.
Например, в течение 3 дней было выпущено 300 булок хлеба с разной себестоимостью[6]:
- в 1 день — 100 булок, себестоимость 1 булки — 7 руб.;
- во 2 день — 100 булок, себестоимость 1 булки — 6,8 руб.;
- в 3 день — 100 булок, себестоимость 1 булки — 7,1 руб.
Общая себестоимость продукции — 2 090 рублей. Допустим, продали 230 булок.
Среднюю себестоимость единицы рассчитаем по формуле:
(100 * 7 + 100 * 6,8 + 100 * 7,1) / (100 + 100+ 100) = 2 090 / 300 = 6,97 руб.
Себестоимость 230 булок считаем по формуле:
230 * 6,97 = 1 603,1 руб. — списанная себестоимость.
Списание себестоимости методом ФИФО. ФИФО — первый пришел, первый ушел (First In, First Out). В первую очередь списывается себестоимость готовой продукции, которая была произведена ранее.
Например, в течение 3 дней было выпущено 300 булок хлеба с разной себестоимостью:
- в 1 день — 100 булок, себестоимость 1 булки — 7 руб.;
- во 2 день — 100 булок, себестоимость 1 булки — 6,8 руб.;
- в 3 день — 100 булок, себестоимость 1 булки — 7,1 руб.
Общая себестоимость продукции — 2 090 рублей. Было продано 230 булок. Себестоимость для списания рассчитываем по формуле:
100 * 7 + 100 * 6,8 + 30 * 7,1 = 700 + 680 + 213 = 1 593 руб. — списанная себестоимость.
Выпуск готовой продукции на производственном предприятии фиксируют документом «Отчет производства за смену». А для учета перемещения готовой продукции с цеха на склад или со склада на склад оформляют документом «Требование-накладная». Реализация оформляется товарной накладной (ТОРГ-12) или УПД.
В бухбалансе остаток готовой продукции на конец периода записывают по строке 1210 «Запасы» по фактической или плановой себестоимости.
Организация самостоятельно определяет степень детализации этой строки. Например, можно отдельно выделить стоимость сырья, готовой продукции и незавершенного производства, если такую информацию компания признает существенной.