ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Финансы некоммерческих организаций
1.1 Основы функционирования некоммерческих организаций
1.2 Смета доходов и расходов некоммерческих организаций как основа бюджетного финансирования
1.3 Источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций
Глава 2. Анализ Федерального бюджета РФ за 2020 год
2.1 Анализ доходной части Федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходной части Федерального бюджета
2.3 Анализ сбалансированности бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, ознаменована как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальными рыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этот происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью. Последнее утверждение в первую очередь справедливо в отношении реформирования такой структурно и функционально сложной системы, как институт права и правовых отношений. Сложность его реформирования заключается в том, что даже самые благоприятные изменения в сфере законодательства и характера функционирования правовых институтов могут оказаться безрезультатными при доминировании в обществе неправового идеологизированного массового сознания. Только сочетание высокоразвитой правовой культуры населения со структурно обновленными правовыми институтами может стать залогом построения гражданского общества, необратимости построения, основанного на рыночной экономике правового государства.
С самого начала происходящих реформ, на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовое просвещение широких слоев населения.
Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Цель курсовой работы отразить особенности финансов некоммерческих организаций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изложить основы хозяйственного механизма функционирования финансов некоммерческих организаций.
- Акцентировать внимание на смете доходов и расходов некоммерческих организаций как основе бюджетного финансирования.
- Показать роль внебюджетных источников финансирования бюджетных организаций в современных условиях.
Глава 1. Финансы некоммерческих организаций
1.1 Основы функционирования некоммерческих организаций
Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей [1].
Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:
- фонд;
- учреждение;
- общественная организация (объединение);
- потребительский кооператив;
- некоммерческое партнерство;
- автономная некоммерческая организация;
- объединение юридических лиц (ассоциация и союз).
Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО [3].
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы [4]:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Учредительными документами НКО являются:
- устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
- учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.
Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:
- заявление;
- учредительные документы;
- решение о создании организации;
- сведения об учредителях;
- документ об уплате государственной пошлины.
Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:
- коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
- общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).
К компетенции органов управления НКО относятся:
- изменение устава;
- образование исполнительных органов;
- утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.
Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.
Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ [2]. Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа, существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано [5].
Особенности различных форм НКО приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Формы некоммерческих организаций
Формы некоммерческих организаций
|
Особенности функционирования некоммерческих организаций
|
Общественная и религиозная организации
|
Участники (члены) не сохраняют прав на пере-данное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы
|
Фонд
|
Имущество, переданное фонду его учредителя-ми, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью
|
Некоммерческое партнерство
|
Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов
|
Учреждение
|
Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при не-достаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник
|
Автономная некоммерческая организация
|
Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность
|
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз)
|
Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами
|
Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия)
|
Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов
|
Государственная корпорация
|
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации
|
Из таблицы 1.1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.