Актуальность темы заключается в том, что налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, а развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Прежде чем вести дальнейший разговор о налогах и налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:
Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
Переходя к проблеме налогов в Российской Федерации, необходимо отметить, что все 4 принципа находят у нас слабое отражение. Перестройка экономики привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране -- ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
Проблема налогов -- одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Цель курсовой работы- проанализировать перспективы налогообложения организаций в РФ.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и значение налогообложения
- Изучить виды налогов, уплачиваемых организациями
- Проанализировать регулирование налогообложения в РФ на современном этапе
- Разработать предложения по совершенствованию налогообложения организаций
Объект курсовой работы- налогообложение организаций в РФ
Предмет курсовой работы- процесс организации налогообложения в РФ
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Понятие и значение налогообложения
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами, либо иными представителями государства каких-либо договоров[5,c.87].
К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например, штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесённого ущерба).
Часто отмечается, что налоги- это денежные платежи. Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определённых случаях допускают уплату налогов путём предоставления государству товаров и услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности.
Налоги - это сложное, многоаспектное явление реальной жизни общества, концентрирующее в себе экономические и социально-политические отношения. Однако определяющим в познании сущности налога является его экономическая составляющая.
Исторически налог трактуется как важнейшая экономическая категория, опосредующая распределительные и перераспределительные отношения в обществе, а именно движение стоимости от субъектов её создавших к государству. Эти отношения объективны, ибо связаны с необходимостью обеспечения жизненно важных для государства нужд, отчуждением части доходов собственников в общегосударственное пользование[7,c.90].
Первичное распределение стоимости порождают такие элементы, как капитал, рента, зарплата. Именно на базе этих элементов и формируются, по мнению таких классиков, как Д. Рикардо и А. Смит, перераспределительные отношения, относимые к налоговым.
Действительно, налоговые платежи осуществляют участники общественного производства и распределения валового внутреннего продукта (ВВП): работники своим трудом создающие материальные и нематериальные и получающие определенный доход в виде зарплаты, владельцы капитала и собственники земли.
Постичь сущность такой многоплановой категории как налог, может помочь рассмотрение его экономической природы. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое налог оказывает на участников общественного производства и народное хозяйство в целом.
Воздействие налога на участников общественного производства (отдельных физических лиц, частных хозяйств и общества в целом) связывается в настоящее время со следующими направлениями:
- финансированием расходов государства;
- изменением в распределении доходов членов общества;
- изменением хозяйственного поведения экономических субъектов.
Согласно первому аспекту экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, а также физических лиц по поводу формирования финансовых ресурсов государства.
В соответствии со вторым аспектом налоги, их структура должна быть таковы, чтобы с их помощью доходы, формируемые у участников рыночного пространства, перераспределялись в интересах государства[11,c.109].
Так, если государство решает финансировать услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищную сферу за счет налогов, вместо того, чтобы допустить рыночное формирование цен на эти услуги, то тогда менее обеспеченные члены общества могут позволить себе хорошее образование и жилищные условия, а также доступ к хорошему медицинскому обслуживанию.
Налоги возникли ещё на заре человеческой цивилизации и в дальнейшем менялись их формы, методы, виды и задачи. Отправным моментом на пути развития налогов можно считать эпоху Христа, когда плательщиками налогов были «сыны свободы», что отражает принцип налогообложения древнего мира. Те, которые были побеждены (рабы) не признавались гражданами и не являлись плательщиками налогов.
На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором[13,c.203].
Причём процентная ставка сбора была определённой. В Пятикнижии Моисея сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10% всех полученных доходов.
Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IXв. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала, нерегулярный, а затем всё более систематический прямой налог. Князь Олег, как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племён. Как сообщает историк С. М. Соловьёв (1820-1879): «Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - с плуга или сохи[6,c.90].
Дань взималась двумя способами: повозом, когда они привозились в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Взимание прямых налогов в казну русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек.
В петровскую эпоху была проведена одна из самых эффективных налоговых реформ России. Так при повышении налогов примерно на 15%, сумма доходов увеличилась в 3 раза. Это объяснялось тем, что были привлечены к ответственности казнокрады, устранены злоупотребления и у плательщиков появилась заинтересованность в уплате налогов [11,c.109].
При Екатерине II и Александре I реформирование финансовой системы было продолжено. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780г. была создана экспедиция о государственных доходах, которая впоследствии разделилась на 4 самостоятельных экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвёртая - взысканием недоимок, недоборов.