Актуальность темы исследования. Договор перевозки груза занимает одно из ведущих мест среди всех заключаемых договоров. Исторически, развитие транспорта во многом предопределило экономическое и пространственное развитие России. Важнейшая задача отечественного транспорта - в полной мере реализовать выгодное географическое положение РФ как естественного транзитного моста для перевозки грузов между Европой и Азией, а так же принимать активное участие в формировании проходящих по РФ международных транспортных коридоров, таких, как Америка - Азия, с использованием российских транспортных систем.
В действующем российском законодательстве договор перевозки грузов относится к договору услуг, имеющему самостоятельное правовое регулирование. В литературе указанный договор иногда именуется договором перевозки конкретного груза, договором на перевозку конкретной партии груза.
В настоящее время законодательство в целом достаточно хорошо опосредует правила осуществления перевозок и их документарного оформления. В тоже время с учетом развития рыночных отношений большое количество вопросов остается на усмотрение лицам, участвующим в сделке при перевозке грузов.
Непосредственно это затрагивает и договора перевозки грузов, в которых вместе с обязательными могут быть отражены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.
В тоже время помимо договора транспортное законодательство указывает на необходимость оформления целого ряда иных, связанных с перевозкой документов, в которых должно содержаться четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в возникших отношениях, об условиях перевозки.
Объектом настоящей курсовой работы являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся по договору перевозки грузов на различных видах транспорта.
Предмет работы являются нормативные акты, регламентирующие порядок и условия договора перевозки грузов на различных видах транспорта, практика применения указанных нормативных актов, научная и учебная литература, посвященная исследуемым проблемам, а также материалы судебной практики.
Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании теоретических положений гражданского законодательства РФ и практики применения договора перевозки грузов на различных видах транспорта.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- Раскрыть понятие и правовое регулирование договора перевозки грузов;
- Охарактеризовать стороны в договоре перевозки грузов;
- рассмотреть виды договоров в сфере перевозки грузов
- проанализировать ответственности сторон за неисполнение договора перевозки грузов.
Методологической основой исследования являются следующие методы, как: общенаучный, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды ученых Д.И. Мейера, Г.Ф. Шершеневича, М.М. Агаркова, B.C. Анохина, В.В. Безбаха, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, Е.А. Суханова, Ю.А. Тихомирова, и др.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
-
Транспортные обязательства и их правовое регулирование
1.1 Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Он наиболее детально урегулирован транспортным законодательством, что отнюдь не означает, будто он занимает центральное место в системе транспортных договоров или является «ядром транспортных обязательств».
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную[1].
По своей юридической природе он относится к двусторонним и реальным договорам, заключаемым в пользу третьего лица грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем). Договор перевозки груза является возмездным, причем в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК РФ[2]), плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ[3]), одна из которых относится к реальным договорам, а другая к консенсуальным. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, когда груз сдается перевозчику без условия о предоставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ). По такому договору обычно перевозятся грузы в линейном сообщении.
Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который используется при морских и воздушных перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК[4]). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).
Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для загрузки всего или части судна. В этих целях обычно используются трамповые суда (суда, работающие без расписания).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Отличительная черта ответственности перевозчика по договору перевозки груза - ее ограниченный характер. Он просчитается в установлении правил либо о возмещении прямого ущерба или даже его части, либо об исключительной неустойке. Он основан на положениях п. 1 ст. 400 ГК РФ[5], предусматривающего возможность установления ограниченной ответственности.
Перевозчик несет ответственность за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов. Однако УЖТ РФ[6] в статье 117 устанавливает довольно большой круг обстоятельств, при которых перевозчик освобождается от ответственности.
Перевозчик отвечает за несохранность грузов: утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза ст. 95 УЖТ РФ после принятия их для перевозки и хранения и до выдачи грузополучателю. УЖТ РФ и в данной ситуации установил большое количество случаев освобождения перевозчика от ответственности (ст. 95, 118 УЖТ РФ).
В судебной практике нашли отражение отдельные вопросы ответственности перевозчика. Так, например, неучастие перевозчика в определении массы груза и количества мест при погрузке груза не освобождает его от ответственности за сохранность груза в пути следования[7]. Важное значение имеет принятие груза к перевозке в тех случаях, когда предусмотрено его принятие по внешнему осмотру
Заслуживает внимания и то, что обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить, являющиеся основанием для его освобождения от ответственности за несохранность груза, необходимо выяснять применительно к конкретной ситуации, а не в общем. Так, даже отдельные стихийные бедствия, например пожар, не во всех случаях могут считаться такими обстоятельствами.
Интересным представляется и толкование, которое в отдельных случаях возлагает ответственность на перевозчика за недостачу груза даже при возложении обязанностей по определению технической пригодности отдельных элементов транспортных средств на грузоотправителя. Суды исходят из того, что если перевозчик принял груз к перевозке без замечаний, то при отсутствии доказательств иного это означает, что транспортные средства были технически пригодными на момент сдачи груза[8].
Практика ориентирует на позицию, что указание недостоверных сведений о наименовании груза само по себе не свидетельствует о том, что перевозчик не несет ответственности за несохранность груза, и не снимает с него обязанности по доказыванию того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Важны обстоятельства утраты груза, если они не влияют на индивидуальные признаки груза, то перевозчик отвечает за несохранность груза[9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что положение перевозчика значительно усиливается нормами УЖТ РФ по сравнению с ГК РФ. Данные нормы предоставляют большое число дополнительных преимуществ перевозчику, и без того являющемуся более сильной стороной в договоре перевозки. Несколько более сбалансированным подходом отличается судебная практика.
[1] Хаснутдинов А.И. Правоотношения по перевозкам грузов в законодательстве и отечественной доктрине: учебное пособие / А. И. Хаснутдинов. Иркутск: Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. С. 65.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // СЗ РФ. 1996. № 5. ст. 410.
[3] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // СЗ РФ. 1999. № 18. ст. 2207.
[4] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ. - 1997. - № 12. - ст. 1383.
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
[6] Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 2. - Ст. 170.
[7] Постановление ФАС Московского округа от 27 декабря 2011 г. по делу № А40-24595/11-32-210 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
[8] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 ноября 2013 г. по делу № А56-64544/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
[9] Постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г. № 17104/11 по делу № А40-127282/09-24-1031 // Вестник ВАС РФ. - 2012. - № 10.