Введение
1 Понятие и эволюция регулирования интеллектуальных прав в российском законодательстве
1.1 Теоретические аспекты структуры и содержания понятия «интеллектуальные права»
1.2 Интеллектуальные права в системе современного российского гражданского права
2 Характеристика регулирования интеллектуальной собственности в российском гражданском праве
2.1 Содержание авторских интеллектуальных прав
2.2 Виды и объекты интеллектуальных прав по российскому законодательству
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Цель исследования - теоретическое обобщение положений российского законодательства об интеллектуальных правах.
Для решения поставленной цели формулируются следующие задачи:
- теоретическое обобщение положений российского законодательства об интеллектуальных правах;
- характеристика регулирования интеллектуальных прав в российском гражданском праве (на примере авторского права);
- выявление проблем регулирования интеллектуальных прав в Российской Федерации (на примере авторского права).
Теоретическую основу исследования составляют выводы, положения и концепции, содержащиеся в трудах отечественных исследователей интеллектуальных прав.
1. Понятие и эволюция регулирования интеллектуальных прав в российском законодательстве
1.1 Теоретические аспекты структуры и содержания понятия «интеллектуальные права»
«Интеллектуальные права» - это понятие, которое предусмотрено четвертой частью Гражданского кодекса РФ, а также активно используется в правоприменительной практике и научной литературе. При этом в действующем Гражданском кодексе РФ нет четкой дефиниции этого понятия, как нет этой дефиниции и в доктрине, что ведет к определенной понятийной рассогласованности – как в теории, так и на практике. Именно по этой причине мы считаем важным и необходимым проанализировать основные подходы к этому понятию.
Первые попытки определить понятие и содержание «интеллектуальных прав» можно увидеть еще в работах французских философов-просветителей XVIII века – представителей «теории естественного права» Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и ряда других. Благодаря их деятельности теория естественного права обогащается пониманием того, что «право создателя любого творческого результата, будь то литературное произведение или изобретение, является его неотъемлемым, природным правом, возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью» [36, с. 177].
В дальнейшем на основе этого подхода сформировалась так называемая «проприетарная теория прав» на результаты интеллектуальной деятельности, за создателями которых стали признавать право собственности на достигнутый творческий результат [7, с. 247]. Этот подход получил закрепление в революционном для своего времени французском Патентном законе 1791 года, и далее – был 9 использован в праве США и распространился в европейском законодательстве XIX века [20, с. 301].
Тем не менее, термин «интеллектуальные права» в рамках проприетарной теории прав еще не использовался. Разработка этого понятия происходит существенного позже – во второй половине XIX века в рамках так называемой «теории исключительных прав». Одним из ее теоретиков является бельгийский ученый Е. Пикар, который в 1879 году ввел в научный оборот термин «интеллектуальные права» и дал характеристику его содержания. В его трактовке интеллектуальные права являются правами, находящимися вне классической триады вещных, обязательственных и личных прав, принятой в римском праве. Любое интеллектуальное право относится к замыслу автора, а не к материальной реализации этого замысла. По образному выражению автора, «вещные права предполагают материальный объект и собственность, в то время как интеллектуальные права - умственный объект и исключительность» [14].
Как отмечает современный отечественный исследователь понятия «интеллектуальных прав» М.Е. Алистратова «Усилия Э. Пикара были направлены на разоблачение проприетарной теории, отождествлявшей материальные объекты с идеальными объектами, распространяя на последние режим права собственности» [2].
Эмиль Пикар, тем самым, принципиально различает правовой режим материальных вещей и правовой режим нематериальных объектов (художественных и промышленных произведений), что является характерным для теории исключительных (интеллектуальных) прав. Данная теория получает существенное распространение и постепенно вытесняет проприетарную теорию прав, став в настоящее время общераспространенной, в том числе и в праве Франции – ранее колыбели проприетарной теории. Как отмечает французский профессор права Ролан Дюма, отказ от нее во Франции объясняется тем, что «авторские права являются правами «sui generis» или интеллектуальными правами, находящимися вне классических концепций вещных и личных прав» [23].
С ним согласны и другие исследователи проблемы – английский ученый К. Кольстон и немецкий автор Р. Хилти. Впрочем, определенные сторонники проприетарной теории сохраняются и поныне. Один из них – американский правовед Ричард Эпстейн активно исследует возможности заимствования правовых конструкций традиционного права собственности и переноса их на право интеллектуальной собственности [11].
Однако он, при этом, «не отрицает, что невозможно получить интеллектуальную собственность в физическое владение, поэтому отсутствует смысл указывать на физические границы объектов или думать о правах владельцев соседнего объекта» [18, с. 47]. По мнению Л. Сагдеевой эта теория сейчас переживает некое «второе рождение».