Сегодня удобное географическое положение или большое количество полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех. В современном мире территории привлечены к непрерывной борьбе за развитие и рост благосостояния своего населения. Чтобы расширить такие возможности, территориям необходимо обладать навыками привлечения инвесторов, потенциальных жителей, туристов, а также уметь формировать четкий и позитивный имидж своей территории.
Начиная с 2000-х годов, в России пытаются формировать и продвигать национальный имидж, однако эти попытки носят несистемный характер. Это приводит к провалам и значительным убыткам: как материальных, так и нематериальных (снижение репутации).
Уже сегодня регионам приходится конкурировать за инвестиции, специалистов, транспортные и туристические потоки, экономические и культурные потоки. Ситуация такой конкуренции активизировала роль позиционирования территории путем продвижения его локальных эксклюзивных отличий. В таких условиях все большую актуальность приобретают маркетинговые технологии экономической привлекательности территорий, как новый фактор регионального управления.
Теоретические и практические аспекты создания имиджа регионов исследовали многие ученые. Вопросы маркетинга территорий освещены в работах Котлера Ф., Асплунда К., Рейна И., Хайдера Д., которые одними из первых представили свою концепцию, что в современном мире граждане становятся потребителями, а территории (города, регионы и страны) – товарами, и определили направления развития территорий.
Стефан Вард значительно расширил историю существования имиджа территорий.
Большое значение имеют также труды СаймонаАнхольта, который предлагает систему оценки национального имиджа по следующим направлениям развития: туризм, экспорт, правительство, люди, культура и наследие, инвестиции и иммиграция.
Важным аспектам развития территорий посвящены работы Алфорда П., Мойланена Т. и Райнисто С., Го Ф. и Говерса Г., токийского ученого Динни К., ученых из израильского университета Аврахам Е. и Кеттера Е., Андерсен Г. и Шваб Н., Эшворт Г. и других ученых.
Особое место занимают труды, посвященные проблемам теории, методологии, практики территориального развития авторов: Попова А.В., Визгалова Д.В., Панкрухина А.П., Стася А., Князевой И.В. и Шевцовой В.В., Лаврова А.Н., Сачука Т.В. и других.
Целью работы является анализ инвестиционной привлекательности региона и разработка рекомендаций по ее повышению на примере Краснодарского края.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследования инвестиционной привлекательности региона;
- анализ существующих научно-методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов;
- дать общую характеристику Краснодарского края;
- провести оценку инвестиционной привлекательности Краснодарского края;
- разработка рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности Краснодарского края.
Объект исследования - теоретические основы формирования инвестиционной привлекательности региона.
Предмет исследования – понятия инвестиционной привлекательности региона.
Методами исследования выступают анализ литературы по данной теме, изучение разных прямых источников, посвященных инвестиционной привлекательности региона. Изучение точек зрения экспертов на данную проблему.
Значимость работы заключается в определении направлений развития инвестиционной привлекательности Краснодарского края и разработке практических рекомендаций.
В современном мире вопрос повышения инвестиционной привлекательности регионов является одной из ключевых тем при обсуждении благосостояния территории и возможности привлечения различных целевых групп (инвесторы, туристы, жители, работники). Это долгий процесс, который должен учитывать множество факторов.
1 Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности региона
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности региона
В экономической литературе отсутствует единое общепризнанное определение данного понятия. Ученые по разному подходят к формулированию дефиниции «инвестиционная привлекательность». Приведем некоторые из них:
1) инвестиционная привлекательность региона – надежное и своевременное достижение целей инвестора на основе экономических результатов деятельности производства, в которое осуществляются инвестиции в регионе.
Инвестиционная привлекательность региона определяется комплексом разнообразных факторов, перечень и влияние которых могут различаться и изменяться в зависимости как от состава инвесторов, что преследуют разные цели, так и от производственно-технических особенностей региона и производства, которое там инвестируется[1];
2) инвестиционная привлекательность региона – это совокупность объективных и субъективных условий в регионе, которые способствуют или препятствуют процессу инвестирования национальной экономики на макро-, мезо - и микроуровнях[2];
3) инвестиционная привлекательность региона – это положение региона в тот или иной момент времени, тенденции его развития, которые отражаются в инвестиционной активности[3];
4) инвестиционная привлекательность региона – соответствие основным целям региона инвесторов, которые заключаются в доходности, без риска и ликвидности инвестиций[4];
5) инвестиционная привлекательность – это система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обуславливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данной стране, регионе, отрасли[5];
6) инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиций эффективности осуществления в них инвестиционной деятельности[6];
7) инвестиционная привлекательность регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, которые существенно влияют на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков.
Общими признаками ИП региона являются:
- рассмотрение инвестиционной привлекательности в качестве интегрального показателя,
- целесообразность вложения средств;
- уровень удовлетворения требований инвестора;
- финансово-имущественное состояние региона и перспективы его развития;
- наличие совокупности объективных и субъективных (внешних и внутренних) условий.
Существуют также различные научно-методичные подходы относительно толкования сущности понятия «инвестиционная привлекательность» с позиции инвестора, которые сведены в таблице 1.
Таблица 1 – Толкование сущности понятия «инвестиционная привлекательность» с позиций различных авторов
Автор
|
Понятие инвестиционной привлекательности
|
Н. Макарий
|
видит в ней справедливую количественную и качественную характеристики внешней и внутренней среды объекта потенциально возможного инвестирования
|
Я. Задорожная и Л. Дьяченко
|
это не только финансово-экономический показатель, а модель количественных и качественных показателей – оценок внешней среды (политической, экономической, социальной, правовой) и внутреннего позиционирования объекта во внешней среде, оценка его финансово-технического потенциала, что дает возможность варьировать конечный результат
|
В. Носова
|
рассматривает ее как обобщенную характеристику преимуществ и недостатков объекта инвестирования, считает что это индикатор, показания которого позволяют сделать выводы потенциальным инвесторам о необходимости и целесообразности вложения финансовых средств именно в данный объект
|
Т. Момот
|
уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований или интересов инвестора относительно конкретного объекта, которое может определяться или оцениваться значениями соответствующих показателей, в том числе интегральной оценки
|
А. Дука
|
рассматривает ее как интегральную характеристику отдельных элементов, как объектов предстоящего инвестирования с позиции перспективности их дальнейшего функционирования и развития
|
Т. Кулинич
|
характеристика целесообразности по инвестированию в сроках осуществления инвестиционной деятельности с максимальным эффектом при минимальных затратах
|
В. Захожай и М. Кот
|
обобщающая характеристика отдельных направлений и объектов с позиции конкретного инвестора
|
В. Лиса
|
обобщающая характеристика отдельных регионов с точки зрения эффективности осуществления в них инвестиционных вложений
|
Главная сущность инвестиционной привлекательности заключается в реализации стратегии получения максимальной прибыли или иного эффекта от вложенного капитала.
Учитывая, что развитие регионов является зависимым от объемов инвестиций и привлекательности регионов для иностранных инвесторов, все это требует углубления теоретико-методичных подходов к трактовке сущности понятия «инвестиционная привлекательность регионов», а также систематизации и совершенствования методик ее оценки.
Следовательно, в значительной степени, понятие «инвестиционная привлекательность» объясняется тем, что каждый из участников процесса инвестирования вкладывает в инвестиционную привлекательность свой смысл и понимает его по-своему[7].
Следует отметить, что инвестиционная привлекательность определяется достижением компромисса между интересами инвестора и реципиента инвестиций. Так как, уровень эффективности инвестиций при принятии решения относительно инвестирования имеет решающее значение для инвестора, а объем инвестиций и условия, на которых они предоставляются, являются очень важными для личности, которая стремится их привлечь.
1.2 Подходы к оценке инвестиционной привлекательности региона
Инвестиционный потенциал определяется следующей группой факторов: трудовые ресурсы, производство, институциональный потенциал, уровень развития инфраструктуры и финансовый потенциал. Показатели, характеризующие уровень риска инвестирования в регионы разделены на следующие группы: финансовые, политические, законодательные и экономические риски (рис. 1).
В процессе оценки инвестиционной привлекательности регионов необходимо дать ответ на вопрос куда, когда и сколько ресурсов может направить инвестор в процессе осуществления инвестиций. Финансово-статистическая практика выработала большое количество методичных подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов, систематизация которых позволила объединить их в три подхода: статистический, экспертный и рейтинговый.
Статистический подход основывается на анализе фактических статистических данных относительно поступления инвестиций в выбранные регионы и базируется на предположении, что высокий уровень определенных показателей свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности региона. Этот подход широко применяется органами государственной администрации и местного самоуправления.
Статистические показатели оцениваются следующим образом. Каждый регион получает балл в соответствии с тем, как он смотрится на фоне других по определенному показателю. Субъект Российской Федерации, имеющий наилучший показатель, автоматически получает 5 баллов; регион, который имеет наименьшее среди всех значение, - 0; средние значения показателей оцениваются в 2,5 балла. Остальные баллы проставляются по такой же логике, исходя из пропорций.
Вместе с тем следует учитывать, что метод носит формализованный характер и базируется на конкретных социально-экономических показателях. Кроме того, статистический подход позволяет учесть лишь факт поступления инвестиций и не учитывает многих факторов, принимаемых инвесторами в расчет. Отметим, что основным недостатком данной методики является низкая доля статистических показателей в общем объёме использованных частных факторов.
[1]Валинурова, Л.С. Инвестирование. Управление инвестиционными процессами [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова; Башкирский государственный университет. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.
[2] Баринов Г.О. Влияние системы проектного менеджмента на инвестиционную привлекательность региона // Экономика и социум, 2017. - № 1-1 (32). – С. 168-175.
[3] Иванов В.В. Инвестиции. Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2015. – 592 с.
[4] Глазырин М.В. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. – 2014. – № 3. – C. 79-84.
[5]Инвестиционная привлекательность предприятия / Лилев Н. - Москва : Лаборатория книги, 2011. - 74 с.
[6]Баринов Г.О. Влияние системы проектного менеджмента на инвестиционную привлекательность региона // Экономика и социум, 2017. - № 1-1 (32). – С. 168-175.
[7] Бабанов А.В. Классификация факторов, формирующих инвестиционную привлекательность региона / Экономический журнал: РГГУ. – 2012.– № 4 (28). С. 88-95.