В связи с формированием рыночных отношений и развитием основных форм торговли особую актуальность в настоящее время приобретает коммерческая деятельность. В области торговой деятельности это наиболее ярко проявляется именно в отношении коммерческо-посреднической деятельности.
Деятельность потребительского рынка определяется рядом различных факторов: общественное разделение труда, приводящее к обмену продуктами и услугами; свобода предпринимательской деятельности; экономическая обусловленность предприятий-производителей и торговых предприятий как важное условие товарного обмена.
Организация коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли оказывает прямое влияние на достижение поставленных целей и конечный финансовый результат. Эффективно управляя компонентами коммерческой деятельности, руководство розничного предприятия может значительно увеличить уровень конкурентоспособности, долю рынка и как следствие прибыль.
Сущность коммерческой деятельности сводится к выполнению торгово-посреднических операций и мер, направленных на продвижение и сбыт товара и доведению его до конечного потребителя.
Цель совершенствования коммерческой деятельности торговых предприятий состоит в том, чтобы повышать эффективность управления данным предприятием и обеспечивать возможности роста потенциала и максимально его использовать в процессе коммерческой работы.
Коммерческая деятельность это сложная оперативно-организационная система, направленная на обеспечение свершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота усиленно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок.
В современных условиях глобализации торговой деятельности, расширения ее форматов, усиления конкуренции на рынке и появления большого числа однотипных товаров коммерческая деятельность нуждается в постоянном изменении и совершенствовании.
Актуальность данной темы заключается в том, что коммерческая деятельности в современных условиях развития рынка является ключевым элементом обеспечения эффективной деятельности розничного предприятия.
Цель работы – провести анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия ООО «ДОБРОЦЕН» и предложить пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно выполнить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятия розничной торговли;
– дать оценку эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия ООО «ДОБРОЦЕН»;
– разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия розничной торговли ООО «ДОБРОЦЕН», выполнить их экономическое обоснование.
Объектом исследования является коммерческое розничное предприятие ООО «ДОБРОЦЕН».
Предметом исследования является совокупность методов анализа коммерческой деятельности предприятия.
Методы исследования: анализ, синтез, экономическо-статистический метод, АВС-анализ, SWOT-анализ, социологический опрос.
Структура работы: структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности в торговле
1.1. Понятие и сущность коммерческой деятельности
Определяющим фактором функционирования рынка является коммерческая деятельность. Это неотъемлемое условие рыночного хозяйствования.
В современных экономических условиях особое значение приобретает коммерческая деятельности торгового предприятия, поскольку выступает в качестве непременного условия эффективности его работы и развития.
Понятие «коммерция» пришло к нам из латинского языка «commercium» и буквально означает «торговля», именно поэтому очень часто эти понятия выступают как синонимы. Коммерческая деятельность имеют прямую связь с другими направлениями предприятия: маркетингом и менеджментом.
В настоящее время под торговлей понимается, во-первых, самостоятельная отрасль народного хозяйства, во-вторых, деятельность, которая направлена на совершение актов купли-продажи товаров/услуг и, в-третьих, форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег [3].
В роли субъектов коммерческой деятельности выступают предприятия оптовой и розничной торговли, объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги [7].
Понятие «коммерческой деятельности» изучают на протяжении последних веков различные авторы, и каждый трактует «коммерцию» по-своему. В таблице 1 приведены определения понятия «коммерческая деятельность» различными учеными-экономистами.
Основной целью коммерческой деятельности является получение максимальной прибыли при минимальных затратах через наилучшее удовлетворение покупательского спроса при высоком уровне обслуживания.
Таблица 1 – Определение термина «коммерческая деятельность» в различных экономических источниках
Источник
|
Определение
|
Ф.Г. Панкратов
|
Коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли [15]
|
Ю.Н. Богданова
|
Коммерческая деятельность состоит из двух укрупненных составляющих: одна направлена на ориентацию производственных служб на выпуск продукции, требуемой рынком, другая представляет собой непосредственно само содержание коммерческой деятельности: закупки по приемлемым ценам сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства продукции, а также организация продаж произведенной продукции с наименьшими издержками обращения [2]
|
И.М. Синяева Л.В. Осипова
|
Коммерческая деятельность – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли [19]
|
Г.Г. Иванов,
Е.С Холин
|
Коммерческая деятельность представляет собой совокупность процессов, связанных с куплей продажей, удовлетворением спроса, минимизацией расходов и получением прибыли [8]
|
Л.П. Дашков,
О.В. Памбухчиянц
|
Коммерческая деятельность – это совокупность последовательно выполняемых товароорганизационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли [6]
|
Г.Г. Левкин,
О.А. Никифоров
|
Коммерческая деятельность – более узкое понятие, одна из сторон предпринимательской деятельности. Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предприниматель создает предприятие и осуществляет текущее управление его хозяйственной деятельностью [11]
|
Источник: составлено автором на основе источников [2, 6, 8, 11, 15, 19]
Основными задачами коммерческой деятельности в торговле являются следующие:
– формирование отношений между хозяйствующими на рынке субъектами на взаимовыгодной основе;
– повышение роли договоров поставки, укрепление договорной дисциплины;
– развитие стабильных прямых хозяйственных связей, повышение их эффективности;
– защита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;
– внедрение прогрессивных методов розничной торговли;
– совершенствование механизма управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособного ассортимента;
– стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных услуг;
– своевременная и адекватная реакция на изменения, которые происходят на рынке [13].
Важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является именно потребитель.
В зависимости от содержания работы все коммерческие функции можно подразделить на две группы:
– функции коммерческого (экономического/чисто торгового) характера;
– функции технологического характера.
Функции коммерческого характера – это процессы, связанные со сменой стоимости, то есть куплей-продажей товаров в целях извлечения прибыли. К таким функциям относятся:
– изучение и прогнозирование покупательского спроса на товары;
– выявление потребностей населения в определённых товарах;
– поиск источников поступления товаров (производителей и посредников);
– организация и технология проведения оптовых закупок у различных производителей;
– организация розничной торговли товарами;
– стимулирование реализации товаров через рекламно-информативные источники;
– формирование торгового ассортимента и поддержание товарных запасов [17].
Функции технологического характера – это процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трёх элементов – живого труда, предметов труда и средств труда [12].
Для того чтобы эффективно решать поставленные задачи в коммерческой деятельности, необходимо руководствоваться, по мнению Виноградовой С.Н., следующими основными принципами:
– прямая связь коммерции с основными принципами маркетинга;
– умение предвидеть коммерческие риски;
– проявление личной инициативы;
– гибкость коммерции, её направленность на учёт постоянно меняющихся условий рынка;
– высокая ответственность за выполнение принятых обязательств;
– нацеленность на достижение конечного результата – прибыли [4].
Принципы коммерческой деятельности демонстрируют требования объективных экономических законов и вследствие этого выступают правилами, что являются изначальными положениями создания всей целостности процессов торговли.
Коммерческую деятельность, осуществляемую организациями торговли, принято делать на несколько этапов. В таблице 2 приведены операции, которые выполняются на различных этапах коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность предприятия постоянно взаимодействует с внешней средой. Важны все факторы этой среды, умение быстро реагировать на их изменения и вовремя вносить коррективы в работу предприятия.
Факторы внешнего воздействия делят на две группы:
– факторы прямого (микросреды) воздействия;
– факторы косвенного (макросреды) воздействия.
Таблица 2 –Содержание коммерческой деятельности
Этап коммерческой деятельности
|
Возможные операции
|
Сбор и анализ информации о конъюнктуре рынке
|
1. Сбор информации о спросе населения
2. Сбор информации о товарном предложении
3. Сбор информации о производителях и поставщиках товаров
4. Анализ полученной информации
|
Определение потребности в товарах
|
1. Расчёт предполагаемого объёма реализации товаров
2. Обоснование структуры ассортимента закупаемых товаров
|
Выбор поставщиков товаров
|
1. Посещение выставок и ярмарок
2. Изучение рекламных материалов, в том числе размещённых в спец. изданиях
3. Оценка результатов работы с поставщиками
4. Отбор наиболее выгодных поставщиков
|
Установление хозяйственных связей с поставщиками
|
1. Разработка проекта договора купли-продажи (поставки)
2. Согласование условий договора
3. Заключение договора и контроль его исполнения
|
Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров
|
1. Выбор форм торгового обслуживания и методов продажи товаров
2. Применение различных методов стимулирования продаж товаров
3. Организация расчётов с покупателям
|
Формирование ассортимента товаров
|
1. Обеспечение необходимой широты и полноты ассортимента
2. Обновление ассортимента товаров в зависимости от изменения спроса на них
3. Разработка ассортиментных перечней товаров и контроль над их выполнением
4. Воздействие на производителей товаров с целью обновления и совершенствования выпускаемых ими товаров
|
Управление товарными запасами
|
1. Определение величины товарных запасов, необходимых для бесперебойного снабжения ими покупателей
2. Поддержание товарных запасов на должном уровне
3. Принятие мер по ускорению оборачиваемости товарных запасов
|
Рекламно-информационная деятельность
|
1. Выбор средств рекламы
2. Разработка и проведение рекламной кампании
3. Оценка эффективности проведённых рекламных мероприятий
|
Оказание торговых услуг
|
1. Отбор услуг, пользующихся спросом у конечных покупателей
2. Оказание посреднических, консультативных услуг
|
Источник: Любушин Н.П. Экономический анализ: Уч. пособие / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 575 с.