ВВЕДЕНИЕ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ.
1.1 Понятие и сущность договора на оказание информационных услуг.
1.2 Субъекты и объекты договора на оказание информационных услуг.
1.3 Форма и содержание договора на оказание информационных услуг.
2 ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ.
2.1 Порядок заключения договора об оказании информационных услуг.
2.2 Права и обязанности сторон, ответственность в договоре об оказании информационных услуг.
2.3 Изменение и расторжение договора об оказании информационных услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Актуальность темы. В новых рыночных условиях проблематика выбранной темы обусловлена востребованностью отношений, опосредуемых договорами на возмездное оказание услуг информационного характера. Нет сомнения, что область названных отношений постоянно расширяется, она востребована во всех слоях общества и в новых рыночных условиях имеет большие перспективы развития, что свидетельствует об актуальности исследования.
Цель работы состоит во всестороннем анализе договора на возмездное оказание услуг информационного характера, а также разработке комплекса вопросов научно-теоретического и практического характера, формулировке новых выводов, положений и рекомендаций по исследуемой проблеме. Научные положения, содержащиеся в работе, выводы и рекомендации теоретически обоснованы, подтверждены экспериментальными исследованиями.
Для достижения цели настоящего исследования ставится задача детального рассмотрения договора на возмездное оказание услуг информационного характера. Так же охватывается задача правового осмысления информационной составляющей, присутствующей в договорах на возмездное оказание маркетинговых, рекламных услуг, услуг связи.
Термин «информация» в виде философской категории все стремительнее приобретает политическое, экономическое и юридическое значение. Так же стоит обратить внимание на то, что в юридической науке уделялось недостаточное внимание проблемам изучения информации как гражданско-правовой категории. Таким образом, объектом исследования является феномен информации в рамках гражданских правоотношений. Предметом исследования выступают нормы законодательства РФ различных уровней, а также научные разработки, касающиеся правовых проблем отдельных видов и групп информационных объектов.
Большое количество подходов к определению понятия информации, существующее в настоящее время, бесспорно, говорит о том, что естественнонаучные отрасли знания в этом вопросе до сих пор находятся в состоянии поиска. При этом следует отметить, что имеют место комплексные исследования, посвященные широкому кругу вопросов статуса информации и научные разработки, которые затрагивают правовые проблемы видов и групп информационных объектов.
В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.д. о чем-либо, о ком-нибудь. В переводе с латинского языка «informatio» означает сведения, разъяснения, изложение. С.И. Ожегов дает следующее определение информации: это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством, а под сведениями он понимает познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо.
Проведенный анализ понятия «информация» позволяет говорить о широком спектре взглядов на ее содержание - от наиболее широкого, в общесистемном, философском смысле, до весьма узкого, технократического и прагматического смысла. В частности, информация - это: некоторые сведения, данные, знания (бытовое определение); сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (техника); обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему, и приспособления к нему наших чувств (Н. Винер); раскрытие неопределенности наших знаний о чем-то (К. Шеннон). Таким образом, информация как предмет определяется по трем параметрам: синтаксическому (количество), логико-семантическому (качество) и прагматическому (ценность), при наличии определенной формы передачи сведений. Необходимо выяснить, как понятие «информация» входит в правовой контекст.
На основании вышесказанного представляется очевидным необходимость закрепления понятия информации как гражданско-правовой категории исходя из свойств, которые должны отражать содержательную сторону информации, определяемых характером общественных отношений, а также методами их регулирования.
Теоретическая и нормативная база работы. Теоретическую базу работы составили труды ученых-юристов в области гражданского и информационного права: Беловой Т.В., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Грушевой Е.П., Бугакова В.Н., Новицкого И.Б, Иоффе О.С., Суханова Е.А., Губина Е.П., Санникова Л.В., Ситдиковой Л.Б. , Огородова Д.В., Челышева М.Ю и др.
Нормативную базу составили: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а также судебная практика по гражданским делам.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
1.1 Понятие и сущность договора на оказание информационных услуг
Экономическая стабильность организации, эффективность ее деятельности и выживаемость в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с информацией, которая выступает составной частью процесса товарного производства и становится важным его фактором. Информация в системе маркетинга имеет и ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на понимании конкретной ситуации, сложившихся на рынке производства товаров[1].
Все больше российских производителей товаров и услуг обращаются к маркетинговым исследованиям. Британский институт маркетинга дает этим словам следующее толкование – это целевой сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, касающимся обмена и продажи товаров и услуг потребителям. Б.Е. Токарев определяет маркетинговые исследования как «информационный ресурс, который может обеспечивать предприятие рыночной информацией». Поэтому маркетинговые исследования следует рассматривать как часть объективно существующего и постоянно функционирующего информационного процесса[2].
Следует отметить, что ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, посвященных договору на проведение маркетинговых исследований. В гражданском законодательстве отсутствует легальное определение «маркетинговые услуги», о которых даже не упоминается в открытом перечне услуг (п.2 ст.779 ГК РФ)[3]. Поэтому следует признать, что данный договор относится к числу непоименованных договоров. Как указывает Измайлова, отсутствие данного договора в ГК РФ рассматривается как существенный пробел.
Гражданское законодательство содержит указания на существование непоименованных договоров в п.1 ст. 8 и п.2 ст.421 ГК РФ, суть которых выражается в возможности для субъектов гражданских правоотношений заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. При появлении непоименованного договора возникает вопрос о том, какими нормами он должен регулироваться[4].
Цивилистическая литература продолжает обсуждаться вопрос относительно правовой природы рассматриваемого договора. Выявить правовую природу (или, иными словами, - юридическую сущность) исследуемого нами договора – значит определить, к какому роду юридических явлений относится маркетинговый договор, и какое место он занимает среди других гражданско-правовых договоров данного рода[5]. Даже при традиционном понимании услуги как определенных действий или деятельности вопрос о месте маркетингового договора остается нерешенным.
В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой договор на проведение маркетинговых исследований относится к договору возмездного оказания услуг. В обоснование приведенной позиции авторы ссылаются на то, что основу маркетинговых исследований составляет информация, именно данное обстоятельство является критерием для отнесения маркетинговых услуг к сфере деятельности информации, и, как следствие применение норм гл. 39 ГК РФ при формировании договорных условий. Проводя анализ маркетингового договора, П.Г. Лахно пришел к выводу, что «…правовое регулирование отношений по предоставлению маркетинговых работ осуществляется по средствам договоров на оказание маркетинговых услуг». Указанный автор одновременно оперирует категориями и «работа», и «услуга». На наш взгляд, это противоречие рассматриваемого нами отношения. По всей видимости, под работой он предполагал деятельность маркетинговых фирм, а передачу результатов клиенту – вид оказания услуги. В связи с этим представляет интерес следующее высказывание Л.В. Санниковой: «…для всех информационных услуг одним из основных требований к качеству необходимо признать достоверность информации. В рамках этого типа могут быть урегулированы и наиболее значимые разновидности информационных услуг, к которым можно отнести, прежде всего, маркетинговые услуги». Такой подход автора позволяет признать, что маркетинговые услуги напрямую являются одной из разновидностей информационных услуг[6].
Согласно Международному кодексу деятельности по маркетинговым исследованиям сущность и процесс маркетинговых исследований заключается в объективном сборе и анализе добровольно полученной информацией в отношении рынков потребителей, производителей товаров и услуг. Обычно предметом таких исследований является изучение состояния и тенденций развития локального товарного рынка, результат которого, как правило, оформляется в виде отчета[7]. Потребителю предоставляется информация, качественно отличающая от той, которая является результатом оказания информационных услуг. Если в результате оказания информационных услуг пользователю предоставляется оперативная информация (пусть даже в обработанном виде) о рынке сбыта, потребляемая в течение непродолжительного периода времени, необходимая, например, для распродажи определенной партии товара или приобретения определенных производственных ресурсов, которая будет полностью потреблена в процессе реализации товара, и ценность такой информации для будущих периодов, как отмечает С.Ю. Матвеев, «…близка к нулю», то информация, полученная в результате маркетинговых исследований, используется длительное время, обеспечивая стабильный процесс производства и сбыта, т.е. приносящая пользу в течение длительного периода времени[8].
Практически любое маркетинговое исследование имеет свое информационное отражение в виде каких-либо цифровых сочетаний и соотношений. Понятие маркетинговой информации системно и детально описано И.К. Беляевским, считающим: «Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности». При этом цифры понимаются как форма отображения количественной информации; факты – как простейший вид информации в виде наблюдаемых событий; сведения – как факты, представленные в обобщенном и систематизированном виде; слухи – как непроверенные факты; оценки – как информация, основывающаяся на умозаключениях. Если учесть вышеизложенное, то маркетинговая информация представляет собой сведения, увеличивающие определенность в действиях хозяйствующего субъекта. Безусловно, в соответствии с данным критерием к маркетинговой информации следует относить только те сведения, которые сопутствуют и способствуют достижению рыночных целей хозяйствующего субъекта через уменьшение неопределенности условий хозяйствования. Именно создание такой маркетинговой информационной системы (далее – МИС) способствует формированию единой точки зрения на рынок и выработке терминологического поля в маркетинге[9].
В связи с этим маркетинговую информацию правомерно подразделяют на внешнюю и внутреннюю. При этом внешняя информация, получаемая хозяйствующим субъектом из внешних источников, основывается на публикуемых статистических данных, научных отчетах, специальной литературе, выставках, ярмарках и т.д. В то время как основным источником внутренней информации служит бухгалтерская отчетность, на основе анализа которой можно определить динамику продаж продукции компании в разрезе различных отчетных периодов, групп покупателей, регионов сбыта. Наряду с этим необходимо собирать и анализировать информацию о ценах и скидках, об уровнях запаса продукции на складах. То есть внутренняя информация раскрывает внутреннее состояние предприятия, организации, содержит данные о материальных и финансовых запасах, производительности труда, расходах, доходах и др.