Реформирование российской образовательной системы с введением новой парадигмы образования, становление рынка образовательных услуг, переход к перспективному профессиональному образованию поставили перед учебными заведениями страны целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно–методическое значение, что вызывает необходимость пересмотра традиционных подходов к управлению образовательным процессом с учетом современных требований рынка.
Эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности образовательного учреждения должна строиться на сочетании методов научно–обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к реальной рыночной ситуации управленческих механизмов, которые базируются на следующих принципах: инноваций, диверсификации образовательных программ, синергетической эффективности, непрерывности образования, продвижения образовательных услуг, управления качеством.
Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса, а также разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности образовательных услуг, обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является оценка эффективности стратегического менеджмента образовательной организации на примере общеобразовательного учреждения среднего образования школы № 10 г. Тюмени далее МАОУ СОШ № г. Тюмени
В соответствии с поставленной целью, в работе поставлены следующие задачи:
– получить представления о процессе стратегического планирования в образовательных учреждениях;
– дать характеристику типовых стратегий образовательных учреждений;
– исследовать методические аспекты управления реализацией конкурентной стратегии образовательного учреждения;
Предметом исследования является стратегическое развитие общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования является МАОУ СОШ № 5г. Тюмени, осуществляющая образовательные услуги.
Методология исследования представляет собой нормативно–правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений, труды ведущих отечественных и зарубежных автором по проблемам реформирования системы образования, статьи и монографии периодический печати, а так же данные финансовой и первичной отчетности МАОУ СОШ № 5г. Тюмени
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Сущность стратегического управления
Стратегия (англ. strategy) – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями) [Моисеев, с. 101].
Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально – экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем [Фатхутдинов, с. 78].
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планировании стратегии не завершается каким – либо немедленным действием или быстрыми результатами.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие, и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.
Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей учебных заведений подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания персонала, занимающегося разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новых технологий, расширением спектра образовательных услуг, освоением новых рынков и др.
Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относиться к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность – непременное условие стратегического плана – реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые может переходить образовательное учреждение. Это реакция на перемены, происходящие в его внешнем окружении [Фишман, c. 16].
Сущность процесса стратегического планирования сводится к поиску ответов на вопросы:
- Каково настоящее положение образовательного учреждения?
- какова стратегическая ситуация, в которой оно находится?
- в каком положении руководство образовательного учреждения хочет видеть его в будущем?
- Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели?
- Что и как нужно сделать, чтобы достичь целей организации?
Существуют разные модели процесса стратегического планирования. На рис. 1. представлена схема процесса стратегического планирования. Этапы, выделенные на рисунке, составляют процесс планирования стратегии.
Рис. 1. Процесс стратегического планирования
Процесс планирования стратегии включает ряд сложностей при его освоении. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в учебном заведении тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это – борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. Следующая проблема заключается в том, что образовательные учреждения обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией о себе и о внешнем окружении, а имеющейся статистики недостаточно. Как правило, отсутствуют руководители, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии, и соответствующие структурные подразделения (отдел маркетинга) [Минцберг, c. 45].
Сценарий – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем).
Существует несколько подходов к разработке сценариев, все они предполагают три общих положения:
- Исходным пунктом разработки «сценариев будущего» всегда должна быть точная оценка настоящей стратегической ситуации организации. Такая оценка ведет к пониманию динамики воздействующих факторов значение каких факторов уменьшается, а каких возрастает по всему временному горизонту.
- Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные прогнозы квалифицированных экспертов.
- Должно быть разработано несколько альтернативных «сценариев будущего», представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие – альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т.е. взаимоисключающих шагов и событий [Ружанская, с. 117].
В настоящее время в деятельности образовательных учреждений уделяют все большее внимание методам «сценариев будущего»:
- Пессимистичный – ситуация, когда происходит ухудшение состояния социальной, экономической и политической систем общества, что приводит к снижению качества жизни населения и уровню образования в обществе.
- Реалистичный – ситуация, когда происходит стабилизация состояния социальной, экономической и политической систем общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.
- Оптимистический – ситуация, когда наблюдается значительное улучшение социально – экономического положения в страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.
Таким образом, сущность стратегического планирования в большей степени носит прогнозный характер и суть его заключена в разработках и рекомендациях по дальнейшему развитию управления образовательным учреждением. Разработка стратегии развития способствует грамотной постановке цели, задач и путей развития образовательного учреждения.
1.2 Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений
Существует более 20 типовых стратегий и значительно большее количество модификаций типовых стратегий. Наиболее свойственно для образовательных учреждений, четыре основные вида стратегий: наступления, обороны, фокусирования и ликвидации.
- Стратегии наступления свойственны лидерам регионального рынка образования или молодым «агрессивным» образовательным учреждениям, пользующимся значительной поддержкой государства, крупнейших предприятий и финансовых учреждений.
Типовые стратегии наступления.
Стратегия постоянного наступления предполагает активную, агрессивную позицию образовательного учреждения на рынке и преследует цель завоевания и расширения рыночной доли. Такая стратегия выбирается крупнейшей организацией в регионе в случаях, если:
– ее доля на рынке ниже необходимого минимума для лидера (30–50 % от объема услуг) или резко сократилась в результате действий конкурентов и не обеспечивает достаточного уровня прибыли;
– организация собирается вывести новую образовательную услугу на рынок;
– учебные заведения–конкуренты теряют свои позиции, и создается реальная возможность расширить рыночную долю при относительно небольших затратах.
Стратегия лидерства по качеству – это обеспечение лидерства образовательного учреждения за счет достижения лучших результатов в регионе по качеству предоставляемых образовательных услуг; «у нас качество лучше, чем у них»; «элитное качество образования». Характерный имидж выявляется в процессе государственной аккредитации образовательного учреждения и высокими профессиональными достижениями выпускников [Сачинов, с. 14].
Стратегия «захвата незанятых пространств» связана с отказом образовательного учреждения от открытого вызова конкурентам в ценовой и рекламной борьбе, больших затрат на дифференциацию и т.д. Вместо этого организация проводит политику работы на новых географических территориях, осваивает новые технологии, усиливает свои главные достоинства, т.е. добивается преимущества там, где наиболее ярко могут проявиться самые сильные стороны учебного заведения.
Стратегия опережающего удара состоит в действиях по сохранению выгодной позиции на рынке, которые исключают возможность копирования стратегии образовательного учреждения конкурентами. Эти действия должны полностью блокировать любые попытки конкурентов оттеснить организацию на вторые роли.