Описание проблемной ситуации.
Глобальное пространство сегодня играет большое значение в формировании личности. Сегодня Россия принадлежит к среде высоко интернетизированных стран. Как следствие, Интернет оказывает большую роль на всю нашу жизнь, в особенности на информационные потоки и восприятие информации.
Особенности восприятия зависят и от региональных различий. Как установили многочисленные работы в области политической регионалистики, существуют значительные различия в пользовании глобальным пространством между людьми различных территорий. Соответственно, существенно отличается и массовое сознание жителей этих территорий. Эти же расколы можно быть использованы и д при описании отличий в восприятии реальности между представителями городов, где интернет широко распространен и представителями малых населенных пунктов
1) Раскол «город-село». Это фундаментальный фактор различий в поведении людей, и в России он выражен еще сильнее, чем во многих других странах. И именно этот фактор будет играть огромную роль в оценке подачи информации и раскрытии научных материалов в сообществах.
2) Раскол «центр-периферия». Этот раскол связывает степень участия населения в Интернет-общении и влиянии Интернета на восприятие информации со степенью развитости инфраструктуры и диверсифицированностью города.
3) Раскол «Север-Юг». Лево традиционалистская культура Юга объясняется влиянием сельских культурных традиций на местные города, выросшие из сельского окружения. В северных городах, оторванных от сельской культуры, поведение иное.
Следующим фактором является ценности в массовом сознании. Еще Дж. Брунером было показано, что такие психологические факторы восприятия, как потребность и ценность являются организующими факторами в процессе перцепции. «Ценностная ориентация, формируемая глобальным пространством, не только способствует отбору и акцентированию определенных перцептов в предпочтение другим, она также блокирует перцепции и гипотезы, угрожающие ценностям индивида».
В восприятии аудитории ценности являются основанием для умственной работы субъекта с информацией. Человек всегда видит окружающий мир через внутренние ценности, приобретенные извне.
Эмоциональные составляющие подразумевают отношения к научному объекту в массовом и индивидуальном сознании (отношение к идеальной и реальной России, позитивное, негативное или нейтральное отношение).
Вторая составляющая - когнитивные качества, индикаторами являются:
-интерес к теме
-самостоятельность или стереотипность мышления
-уровень когнитивной сложности/простоты
-степень ясности/ размытости образов
-субъектность
Так, в литературе есть данные, которые сообщают о том, что активность в глобальном пространстве прямо пропорционально заинтересованности граждан.
Когнитивная простота/сложность являются важным срезом в исследовании образа. Люди с выраженной когнитивной сложностью обладают более полной информацией о происходящее, способны дать критическую оценку, подпитанную конкретными доказательствами и нюансами. Когнитивная простота связана с однотипными ответами, краткими, такие люди нередко обращаются к помощи другого человека или в интернет, так как они не способны самостоятельно оценить ситуацию.
Поскольку сами образы включают в себя и рациональные и бессознательные компоненты, то методология включает в себя инструменты для анализа обеих сторон. Данные по рациональным компонентам были собраны с помощью количественных методов: закрытые вопросы и глубинные интервью. Бессознательные компоненты изучались с помощью качественных методов.
Поскольку сами образы включают в себя и рациональные и бессознательные компоненты, то методология включает в себя инструменты для анализа обеих сторон. Данные по рациональным компонентам были собраны с помощью количественных методов: закрытые вопросы и глубинные интервью. Бессознательные компоненты изучались с помощью качественных методов.
В данной работе проведен анализ материала с позиций содержания, оформления и психологического воздействия материала.
Для удовлетворения спроса населения в информации сегодня были запущены новые платформы, блоги и онлайн-телеканал, призванные сделать сложные научные предметы более доступными. Это приводит к тому, что научное знание становится более актуальным, и все больше людей начинают интересоваться социальными характеристиками благодаря журналистике.
В век развития современных технологий, роста популярности социальных сетей и мобилизации общества, возникают новые технологии в сфере медиа-коммуникаций. Такие виды медиа, как телевидение, радио, прессы уходят в историю и уступают место новым видам социальных медиа, которые уверенно движутся вперед. Приходит новая эпоха медиа, где социальные сети становятся новым домом для человечества. Каждый человек имеет возможность стать создателем контента.
На протяжении длительного периода человеческой эволюции передача знаний от одного поколения к другому происходила очень медленно и сложно. Каждому новому поколению приходилось сначала длительное время усваивать накопленный ранее опыт конкретного общества и культуры, а затем искать способы его усовершенствования и адаптации под новые условия. Наличие в современном мире социальных сетей значительно упрощает этот процесс.
Во-вторых, ярким проявлением феномена социальных сетей являются блоги. Специфика блогов заключается в ведении в ведении виртуальных дневников, в которых автор (блоггер) формулирует идеи и призывает людей поучаствовать в их обсуждении. Таким образом, блоги могут объединять людей по всему миру.
Особенно большое влияние блогосфера оказывает на подростков, так как именно они подвержены влиянию моды и стремятся подчеркнуть собственную индивидуальность. Мы рассмотрели влияние Интернета только с позиции потребительства, так как все эффекты оценить не представляется возможным.
На основе различных блогов специализированные сайты собирают различные уникальные истории, отражающие самобытность той или иной культуры. Роль истории для современного общества переоценить невозможно. Изучение истории, отдельных городов, религий, государств, культур, позволяет лучше понять современные политические, социальные и экономические процессы, установить причинно-следственные связи. Сохранение индивидуальных историй современности может стать бесценным материалом для науки будущего и человеческого прогресса.
Цель исследования: определить влияние Интернета на развитие личности.
- Выяснить роль Интернета в глобальном пространстве
- Определить отношение респондентов к Интернету.
- Изучить влияние глобальной сети на самовосприятие.
- Выявить как Интернет-информация влияет на восприятие мира.
Объект исследования: Интернет.
Предмет исследования – влияние Интернета на личность
- Теоретические положения исследования
Потребительство - это социально-экономический порядок, который поощряет приобретение товаров и услуг во все увеличивающихся количествах. С промышленной революцией, но особенно в 20-м веке, массовое производство привело к перепроизводству - предложение товаров превысило бы потребительский спрос, и поэтому производители обратились к запланированному устареванию и рекламе, чтобы манипулировать потребительскими расходами. В 1899 году в книге о потреблении, опубликованной Торстейном Вебленом под названием «Теория досуга», были рассмотрены широко распространенные ценности и экономические институты, возникающие наряду с широко распространенным «временем досуга» в начале 20-го века[1].
В экономике потребительство относится, в первую очередь, к экономической политике, которая делает ставку на рост потребления товаров. В самом общем понятии мы говорим о том, что реализуется подход, согласно которому покупатель направляется в своем выборе, определяя собственное развитие вещами, и, следовательно, экономика ориентирует развитие общества. В этом смысле потребительство выражает идею не «один человек, один голос», а «один доллар, один голос», который может отражать или не отражать вклад людей в общество.
Термин потребительство имеет несколько определений. Эти определения не связаны друг с другом. Более того, в большинстве случаев, они противоречат друг другу.
В частности, одно из значений относится к формированию положительного аспекта и говорит о направленности производства на потребителя. К началу 1970-х годов это стало общепринятым термином для области и стало использоваться следующим образом:
Потребительство – это также концепция, которая информирует потребителя о происходящем на рынке. В этом смысле потребительство относится к характеристикам, которые тесно связаны с информационной составляющей[2].
Люди являются социальными существами, постоянно нуждающимися в социальных взаимодействиях для поддержания здоровой жизни и ума. Социальные сети используют эти первичные потребности людей, и неудивительно, что сайты социальных сетей и приложения для социальных сетей сегодня так популярны.
Сайты / приложения для социальных сетей предлагают пользователям некоторые ценные возможности, которые делают данное образование все более популярным среди населения.
- Они предоставляют платформу для новых знакомств и часто пересекают международные границы.
- Они позволяют пользователям присоединяться к группам других людей, которые разделяют их страсти и интересы
- Они бесплатны (но, как мы все знаем, «если нет продукта для покупки, вы - продукт»)
- Специализированные форумы или платформы предоставляют большую сеть, чтобы потенциально найти новую работу
Предприятия и частные лица осознали важность и охват социальных сетей. Некоторым даже удавалось использовать это, чтобы зарабатывать. Сегодня социальные сети определяются как «Веб-сайты и приложения, которые позволяют пользователям создавать и обмениваться контентом или участвовать в социальных сетях».
Можно утверждать, что социальные сети не являются чем-то новым, на самом деле, они так же стары, как и само общение. Тем не менее, основной функционал социальных сетей – это сохранение информационного пласта реальности, что, помимо фактического общения, приводит к тому, что Facebook и др. - это просто естественное развитие вековых СМИ.
- Реализация исследования влияния Интернета на личность
Для того, чтобы изучить специфику влияния Интернета на современное общество, были реализованы следующие этапы исследования:
Первый этап – поисково-теоретический:
- Определение проблемы, предмета и объекта исследования и связанной с ними актуальности темы в целом;
- Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий;
- Формулировка цели и задач исследования, выбор методов исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный:
- Проведение эмпирического исследования;
- Сбор данных, анкетирование
Третий этап – заключительно-обобщающий:
- Систематизация материала;
- Обобщение результатов;
- Формулировка выводов.
Цель исследования: изучение отношения к потребительскому обществу и репрезентация индивидуальности в зависимости от направленности на потребительство.
На этапе изучения были поставлены следующие задачи:
- На основании анализа материалов был сделан вывод о нацеленности на потребление
- Путём применения опроса были получены данные, свидетельствующие о том, как влияет потребительство на восприятие информации
- Посредством проведения исследования был сделан вывод о сущности потребительского поведения личности и особенностях индивидуальности.
Гипотезы исследования:
- Влияние Интернета на современное общество огромное – оно затрагивает как формирование личности, так и организацию личностного пространства
- потребители блогерской информации более подвержены влиянию манипуляции
- потребители осознающие пагубное Интернета придерживаются разумного потребления информации,
- Реализация в глобальном пространстве, общение и подчеркивание собственной значимости в виртуальной среде приводит к тому, что растет самооценка личности и развивается отношение личности к окружающим реалиям
- Формирование отношения к ситуации во многом зависит от глобального пространства.
Методы исследования: изучение документации, анкетирование, экспресс-интервью.
Полуформализованное интервью состояло из пяти вопросов, которые позволили выделить интересующую нас целевую аудиторию. На основании ответов выбранных респондентов в дальнейшем проводилось анкетирование.