ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.
1.1 Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в российской практике
1.2 Принципы формирования бухгалтерской отчетности.
1.3 Порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «НГК «СЛАВНЕФТЬ»».
2.1 Понимание деятельности экономического субъекта.
2.2 Анализ правильности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемой организации.
2.3 Рекомендации по повышению качества формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «НГК «Славнефть»».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Приложение А.
«Предпринимательская деятельность на современном этапе все больше находится в зависимости от экономической информации. От качества такой информации зависит получение прибыли в результате принимаемых решений, в том числе определения круга клиентов, поставщиков и возможных партнеров. При этом большое значение придается полноте, достоверности и прозрачности информации»[6].
«Самым значимым источником такой информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Необходимость составления бухгалтерской отчетности обусловлена принципом непрерывности деятельности организации, закрепленным в Положение по Бухгалтерскому Учету 1/2008 «Учетная политика организации»[4].
Согласно этому принципу организация будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Поэтому для целей анализа, контроля, налогообложения, а также для принятия управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Кроме того, такое обобщение диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской отчетности. В настоящее время российские организации представляют в обязательном порядке годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность»[5].
Целью настоящей работы является раскрытие формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать следующие задачи:
1) исследовать теоретические основы порядка составления бухгалтерского баланса как источника информации о финансовом состоянии предприятия;
2) изучить систему формирования бухгалтерского баланса
3) провести анализ бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния предприятия;
4) на основе проведенного исследования выработать рекомендации по совершенствованию порядка формирования показателей бухгалтерского баланса.
Объектом исследования работы является бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации.
Предмет изучения - формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности.
«При написании работы использовались следующие методы исследования: метод абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, вертикальный анализ, горизонтальный анализ, анализ с помощью финансовых коэффициентов»[7].
В первой главе рассматриваются методико-теоретические основы формирования бухгалтерского баланса.
Во второй главе дается подробная характеристика исследуемой организации: ее вид деятельности, организация учетного процесса, раскрытие основных показателей финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском балансе.
«Методологической и теоретической основой для написания работы послужили: законодательные и нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление отчетности в РФ; периодические издания»[8].
ГЛАВА 1 БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в российской практике
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.
По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками»[4].
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.
Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом»[5].
«Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности – одна из стадий бухгалтерского (финансового) учета, который включает:
1) документирование различных хозяйственных фактов;
2) классификацию учетных данных и отражение на счетах бухгалтерского учета – в учетных регистрах и Главной книге;
3) формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4) анализ деятельности организации, результаты которого используются для принятия различных управленческих решений»[4].
«Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.
Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерская отчетность содержит информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования»[6].
«Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем, прогнозировать способность генерировать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов, обосновать эффективность, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Информация об изменениях финансового положения организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде[17].
Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансовых результатах деятельности организации отражается показателями отчета о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств. Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными»[7].
1.2 Принципы формирования бухгалтерской отчетности
«Рекомендованные формы отчетности для представления в ИФНС утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. С 2019 года применяется форма баланса в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н»[6].
«Нововведения в ней таковы:
- единицей измерения стали тысячи рублей, заполнять отчетность в миллионах нельзя;
- ОКВЭД заменен на ОКВЭД2;
- введена строка для указания, подлежит отчетность обязательному аудиту или нет. Если да, нужно будет указывать сведения об аудиторе.
Полная форма баланса содержит весь перечень статей, которые рекомендуется выделять в соответствующих разделах баланса. Однако предприятие может исключать из этого отчета статьи, для заполнения которых у него нет данных, и, наоборот, включать в него дополнительные статьи, если это увеличит достоверность составляемой отчетности[23].
Полная форма имеет графу для отражения примечаний к каждой статье. Предприятие само решает, нужно ли ему использовать эту графу. Очевидно, что она становится необходимой при любом отклонении от стандартной рекомендованной формы бланка»[7].
«В сокращенной (упрощенной) форме, которую могут применять некоторые юридические лица, удовлетворяющие определенным требованиям, если они сочтут возможным представление отчетности в упрощенном виде, разделение на разделы и графа для примечаний отсутствуют, а статьи объединены с целью укрупнения показателей»[5].
«Основные правила, регламентирующие порядок составления бухгалтерского баланса для целей официальной отчетности, содержатся в ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Они сводятся к следующему[20].
- «источником информации для составления бухгалтерского баланса служат данные бухгалтерского учета;
- учетные данные должны быть сформированы по правилам действующих ПБУ и в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой;
- учетные данные должны отвечать требованиям полноты и достоверности;
- предприятие, имеющее филиалы, составляет единый баланс по организации;
- данные, отражаемые в балансе, должны быть нейтральны и коррелировать с данными предшествующих периодов;
- выделение статей в разделах баланса осуществляется по принципу существенности;
- отчетным периодом для бухгалтерского баланса является календарный год;
- активы и обязательства, отражаемые в балансе, должны подразделяться на краткосрочные и долгосрочные (существующие менее и более 12 месяцев соответственно);
- зачет между статьями активов и пассивов не делается, если он не предусмотрен ПБУ;
- имущество оценивается по «чистой» стоимости (за вычетом регулирующих статей)»[8].
- «учетные данные годового отчета должны быть подтверждены инвентаризацией».
Заполнение бухгалтерского баланса происходит на основании информации об остатках на счетах бухучета на отчетную дату. Эти остатки отражаются в балансе в соответствии с задачами, поставленными перед конкретным отчетом.
Разделение активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные предусмотрено структурой бухгалтерского баланса. В его активе для этого выделено 2 раздела: внеоборотные активы (долгосрочные) и оборотные активы (краткосрочные)»[16].
«Пассив подразделяется на три раздела, два из которых представляют собой разделы по обязательствам, разделенные по времени обращения (долгосрочные и краткосрочные). В третьем разделе пассива отражаются данные о собственном капитале, занимающие особое положение в структуре бухгалтерского баланса»[19].
- «данные по стоимости ОС (в том числе предназначенных для сдачи в аренду) и НМА показываются, как правило, за вычетом амортизации;
- информация по НИОКР, материальным и нематериальным поисковым активам заполняется только при наличии таких активов, при этом поисковые активы отражаются за вычетом амортизации;
- данные о финансовых вложениях, представляющих собой займы выданные, денежные вложения в банки (депозиты), вклады в другие организации, в ценные бумаги, разделяются в зависимости от срока их погашения на долгосрочные и краткосрочные и показываются, соответственно, в разных разделах актива, при этом суммы отражаются за вычетом созданного резерва под обесценение финансовых вложений»[7].
- «информацию об отложенных налоговых активах и обязательствах, присутствующую в строках актива (внеоборотные активы) и пассива (долгосрочные обязательства) баланса, заполняют только те организации, которые применяют ПБУ 18/02;
- данные о запасах, включающие остатки по счетам учета материалов (с ТЗР), товаров, готовой продукции, НЗП, РБП, уменьшаются на суммы созданных резервов под обесценение ТМЦ и величину торговой наценки, если товары учитываются с ней;
- дебиторская и кредиторская задолженности, представляющие собой суммы, которые кто-либо должен предприятию и которые кому-либо должно предприятие (контрагенты, бюджет, фонды, сотрудники), показываются развернуто и отражаются, соответственно, в активе и пассиве баланса в составе краткосрочных обязательств; при этом дебиторская задолженность уменьшается на суммы созданных резервов по сомнительным долгам и данных, учтенных по другим строкам баланса (финансовые вложения);
- отражение в балансе НДС по авансам может происходить по-разному, в зависимости от принятой на предприятии учетной политики;
- денежные средства (наличные, безналичные, валютные) показываются в общей сумме за вычетом депозитов, учтенных по строкам финансовых вложений;
- сумма добавочного капитала, если она присутствует в учете, разделяется на две строки, в зависимости от того, связана ли она с переоценкой имущества»[5]