Введение |
Глава 1. Внешние эффекты |
1.1.Понятие внешних эффектов и их виды Глава 2. Регулирование внешних эффектов 2.1. Государственное регулирование внешних эффектов Заключение |
Список использованных источников |
Реферат|Экономика
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 12
Введение |
Глава 1. Внешние эффекты |
1.1.Понятие внешних эффектов и их виды Глава 2. Регулирование внешних эффектов 2.1. Государственное регулирование внешних эффектов Заключение |
Список использованных источников |
Рыночная экономика – это сложный механизм координации людей, дифференцированных видов деятельности и производств посредством системы рынков и цен; Так же это средство коммуникации для объединения знаний и действий людей. Без информации или специальных расчетов рынок решает проблемы производства и распределения – проблем. Рынок не имеет какого-то либо создателя, и тем не менее он превосходно функционирует. В рыночной экономике ни один человек или организация не несут ответственность за производство, потребление, распределение и цены.
Таким образом, рыночная экономика – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг.
Причиной слабостей рынка является то, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы социума. Идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность - появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач. Одной из ключевых таких задач является смягчение проблемы внешних эффектов.
Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Стандартными примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).
Целью работы является изучение внешних эффектов.
Для достижения цели следует решить задачи:
Объектом исследования являются внешние эффекты в рыночной экономике.
Предмет исследования – отношения, возникающие в результате функционирования механизма рыночной экономики.
Метод исследования: эмпирические методы, теоретические.
Глава 1. Внешние эффекты
Внешними эффектами в экономической теории подразумеваются ситуации, когда издержки или выгоды рыночных частных сделок падают на третьих лиц, которые не являются непосредственными участниками этих сделок.
Внешние факторы могут быть отрицательными-например ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды. Или положительными - выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей.
Положительный внешний эффект появляется при положительных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. В этой ситуации выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, бесплатно. В результате при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.
Существует множество положительных внешних эффектов. Например, строительство спортивной площадки в многонаселенном квартале положительно влияет на жизнь населения.
От деятельности производящего мед пчеловода, положительный результата опыление садов на близлежащих территориях.
Занимающиеся спортом люди укрепляют свое здоровье, что способствует экономии общественных средств на здравоохранение.
Классический примером положительного внешнего эффекта - получение образования. Все общество выигрывает от получения гражданами хорошее образование, в результате чего: повышается его образовательный уровень общества, создаются перспективы для развития научно-технического прогресса, на производство приходят квалифицированные кадры, падает процент преступности, повышается политическая активность населения.
Но каждый лично, кто получает образование зачастую не задумывается о тех выгодах, которые получает в целом общество. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Поэтому вложения в человеческий капитал, обычно, ниже оптимальных для общества. Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в пересечении общественных выгод и издержек. И при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров. Усиленное освещение улиц в темное время суток витрин магазинов рекламным светом - это положительноый внешний эффект. Но он не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Следовательно не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (ресурсов-используемых для производства товаров, которые продаются в торговой сети с освещаемыми витринами и яркой световой рекламой).
Отрицательный внешний эффект возникает - если деятельность одного предприятия, общества вызывает издержки других.
Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникает некомпенсированный для них ущерб. Рынок не видит отрицательных внешних эффектов, в результате этого создается большее количество продукции чем обществ потребляет.
Сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Таким образом по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. А так как предприятие не проводит очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как оно не включают расходы на создание необходимых систем очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска.
Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.
Возникновение внешних эффектов или внешних затрат характерно, в большинстве случаев, для производств, загрязняющих окружающую среду. Завод по производству химии загрязняет через атмосферные выбросы окружающую среду, и от этого болеют дети в ближайшем городе. Это никак не беспокоит владельцев завода, но сильно беспокоит родителей детей - им хочется, чтобы комбинат поставил очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.
Но жители этого города никак не участвуют в управлении заводом или в ценообразовании его продукции. В результате чего, в рамках коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Потребители химпродукции тоже не заинтересованы в дополнительных затратах на очищение воздуха, так как это вызовет повышение цены покупаемого ими товара. В итоге загрязнение воздуха над жилыми районами оказывается, внешним эффектом, посторонним в отношении рынка химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это беспокоит жителей города, которые начинают требовать от правительства вмешательства, учета их интересы, заставляют правительство города регулировать стандартсные рыночные процессы.
Таким образом, отрицательные внешние эффекты - ущерб от производства того или иного блага, который приходится нести людям или фирмам, непосредственно не участвующим в экономическом обороте этого блага.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!