Проводимые в России экономические преобразования неразрывно связаны с налоговой реформой. Именно в налогах находит свое наиболее значимое выражение экономическая политика государства. Именно поэтому налоги стали предметом изучения и ожесточенных дискуссий в самых широких слоях общества.
Изучение действующей системы налогообложения включает знание теоретических основ сущности налогов как финансово-экономической категории, функций налогов и принципов налогообложения, элементов налогообложения, классификации налогов, налоговой системы и налогового механизма.
В своей работе я рассматриваю такие главы как: "Современный механизм налогообложения предприятий", "Характеристика объекта исследования", "Основные пути совершенствования налогообложения некоммерческих организаций". Провожу анализ налогообложения на примере конкретного учреждения, как Федерального государственного учреждения "Центра инженерно-технического обеспечения" Управления Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации (далее ЦИТО).
Далее я рассматриваю реформирование налогообложения. Какие изменения и дополнения произошли в налоговой системе за последние годы.
- Современный механизм налогообложения в Российской Федерации
1.1. Субъекты налогообложения и их состав
Субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения.
По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. К иным категориям налогоплательщиков относятся обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства), самостоятельно реализующие товары и услуги, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц. В ст. 19 Налогового кодекса указано, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и подразделения осуществляют функции организации.
Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Поэтому следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. Носитель налога - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет. Например, субъектами обложения акцизами, являются предприятия, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Эти предприятия в соответствии с действующим законодательством рассчитывают и уплачивают в бюджет причитающиеся суммы акцизов. Акциз включается в цену товара, и покупатель подакцизной продукции оплачивает его при покупке. Если покупатель является потребителем данного товара, а не реализует его следующему покупателю, то он не может возместить свои расходы, возникшие из-за включения акциза в цену товара. Такой конечный потребитель и будет носителем налога (в данном случае акциза).
Для налогоплательщика важным является указание на необходимость уплаты налога за счет собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок, под которыми обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.
Например, если предприятие, выплачивая доход физическому лицу, возьмет на себя уплату налога на доходы вместо физического лица, то на это предприятие будут наложены штрафные санкции. При этом доход физического лица, подлежащий налогообложению, должен быть увеличен на сумму налога, уплаченного за него предприятием.
Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство (гл. 4 Налогового Кодекса РФ) предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем (ст. 27 и 29 НК РФ). Налоговые представители могут быть законными (по закону) и уполномоченными (по назначению).
Законными представителями налогоплательщика - физического лица могут быть, например, родители несовершеннолетнего налогоплательщика или его опекуны. Этот вопрос решается в соответствии с положениями ГК РФ. Законными представителями налогоплательщика - юридического лица считаются лица, уполномоченные представлять это предприятие или организацию на основании закона или учредительных документов такой организации. Например, в соответствии с действующим российским законодательством в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории России иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается за них российскими организациями (предприятиями) за счет средств, перечисляемым иностранными организациями.
К числу уполномоченных представителей налогоплательщика могут быть отнесены физические или юридические лица, наделенные налогоплательщиком соответствующими правами в виде доверенности.
Например, возможна ситуация, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет долга, причитающегося ему от этого лица. Это приводит к сокращению долгового обязательства третьего лица перед налогоплательщиком на указанную сумму налога.
В налоговых правоотношениях также следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов. Налоговый кодекс РФ (ст. 24) определяет налоговых агентов как лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговым агентом является, любая организация, которая выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Такая организация в этом случае является налоговым агентом по удержанию налога на доходы физических лиц, а не налогоплательщиком подоходного налога, хотя именно она перечисляет налог в бюджет. Налогоплательщиками налога на доходы являются физические лица, работающие в этой организации и проживающие в России. Сборщики налогов и сборов - уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и сборов и перечисления их в бюджет.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.
Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие - проживание гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году.
Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.
Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия, а когда временного критерия недостаточно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки.
Для определения резиденства юридических лиц используют различные тесты или их комбинации. Так, в соответствии с тестом инкорпорации, лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано.
Все юридические лица, основанные (зарегистрированные) в нашей стране, по российскому законодательству являются резидентами и несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность. Поэтому если предприятие и не вело в России предпринимательскую деятельность вовсе, оно уплачивает налог с прибыли, полученной где бы то ни было.
В целях стабильности экономической и налоговой политики государства юридические лица различаются не только по принципу резидентства, но и по другим основаниям. С позиции налогоплательщика, важное значение имеют такие основания, как организационно-правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности, подчиненность предприятия.