Актуальность темы обусловлена тем, что к одной из глобальных проблем, характеризующих современную цивилизацию, часто относят проблему информационного общества, что определяет неизменный интерес исследователей к роли информации в обществе и связанных с ней информационных отношений.
Перспектива усиления значения информационного фактора в дальнейшем развитии общественных отношений, потребность осознания стремительных и качественных изменений происходящих в них обусловливает необходимость в проведении исследований в области его правового регулирования.
Долгое время изыскания в области информационных отношений практически не велись, а представители современной юриспруденции, судя по количеству и качеству имеющихся исследований, делают лишь первые шаги в данном направлении. Однако, несмотря на это, в результате становления рыночных отношений, в современный век для совершения любого действия в любой деятельности объективно требуется намного больше информации, чем ещё несколько лет назад и отсутствие исследований в данной области никак не остановит развитие общественного прогресса. Указанные процессы и предопределяют возросшее внимание законодательных органов к упорядочению отношений в информационной сфере.
Общественные отношения, складывающиеся между гражданами по поводу информации, длительное время не рассматривались в России как требующие самостоятельного правового регулирования, а тем более объединения в обособленную отрасль юридической науки - информационное право. Во многом, это было обусловлено не отсутствием соответствующей общественной потребности, а отсутствием сфокусированного взгляда, в первую очередь, исследователя, а, во вторую, - законодателя на данную проблему. Большинство исследований, проводимых в последнее время в сфере информационных отношений, призваны выявить и охарактеризовать те их черты, которые необходимы для составления комплексного представления о методах различных отраслей права, с помощью которых было бы возможно их включить в единый, системный и адекватный общественной потребности механизм правового регулирования.
Возрастающий научный интерес к исследованию правовых отношений в информационной сфере и обеспечению их безопасности определен не только теоретико-познавательным, но и практическим значением. В этой связи имеет место практическая значимость проблем обеспечения информационной безопасности.
Конституционное закрепление права на информацию указало на признание государством данного права в качестве права неотчуждаемого от личности конкретного субъекта и вместе с тем ознаменовало активизацию правотворческой деятельности в информационной сфере. Большинство из принимаемых нормативных актов не имеют своим непосредственным объектом правовое регулирование сферы информационной безопасности. В действующем российском законодательстве говорить о возможном распространении норм специального федерального законодательства на сферу информационной безопасности можно лишь применительно к Федеральному закону «О безопасности»[1].
Данные обстоятельства требуют исследования вопросов обеспечения информационной безопасности в контексте действующих гражданско-правовых норм.
Степень разработанности темы исследования. Нормативно-правовой элемент, как одно из направлений в структуре обеспечения информационной безопасности, в действующем российском законодательстве не имеет конкретно-определённой нормативной составляющей. Это обусловлено многообразием отраслевых отношений в информационной сфере и включением информации,
как объекта правового регулирования, в разнообразные общественные отношения. Поэтому нормативную составляющую правового элемента в сфере обеспечения информационной безопасности возможно охарактеризовать на основе анализа конкретных отраслевых норм.
В юридической науке рассматриваемые вопросы также не имеют однозначного разрешения, так как концептуальное видение специфики правового обеспечения сферы информационной безопасности до сих пор не сформировалась.
Вопросами информационной безопасности занимались такие ученые как А.Б. Агапов, В.М. Боер, Ю.М. Батурин, И.Л. Бачило, В.А. Дозорцев, В.К. Душутин, В.А. Копылов, А.Г. Лазарева, В.Н. Монахов, Т.Г. Пешкевич, М.М. Рассолов, А.И. Ракитов, Т.Н. Ставцева, А.П. Суханов, А.Е. Шерстобитов, А.А. Фатьянов и другими учеными, чьи труды внесли значительный вклад в разработку вопросов её правового регулирования и обеспечения безопасности.
В современной отечественной науке определение актуальных проблем информационной безопасности стало предметом комплексных исследований, проведенных И.А Лазаревым, В.Н. Лопатиным, Ю.С. Уфимцевым, Е.А. Ерофеевым[2].
В последующем проблемы обеспечения информационной безопасности нашли отражение в трудах Б.В. Вербенко, А.А. Николаева, Э.М. Брандмана, Т.А. Поляковой и многих других[3].
Однако, в целом, можно признать отсутствие должного уровня научной разработанности проблемы обеспечения информационной безопасности в рамках отрасли гражданского права, отсутствие единообразного, упорядоченного нормативно-правового регулирования сферы информационной безопасности препятствует широкому внедрению уже имеющихся исследований в практику.
Целью работы является проведение комплексного исследования гражданско-правового регулирования информационной безопасности, выявление правовых проблем, возникающих при обеспечении информационной безопасности и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной исследователем цели в рамках научно-исследовательской работы по теме «Гражданско-правовое регулирование информационной безопасности» предполагается решить следующие задачи:
- Охарактеризовать роль договорных отношений в обеспечении информационной безопасности.
- Отразить особенности применения гражданско-правовых способов защиты информационной безопасности.
- Выявить законодательные и правоприменительные проблемы гражданско-правового регулирования информационной безопасности.
- Предложить пути совершенствования правового регулирования гражданско-правового регулирования информационной безопасности.
Объект исследования - общественные отношения, которые складываются в процессе гражданско-правового регулирования информационной безопасности.
Предмет исследования – гражданско-правовое регулирование информационной безопасности.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы.
Глава 1. Обеспечение информационной безопасности гражданско-правовыми средствами
1.1. Роль договорных отношений в обеспечении информационной безопасности
Договоры упорядочивают информационные отношения и тем самым стоят на страже информационной безопасности. Согласно ст. 420 ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с этим договором реализуются нормы действующего права, и он имеет индивидуальный характер применительно к конкретным договаривающимся лицам. Основными признаками такого договора являются совпадение у договаривающихся лиц интересов, добровольность заключения, равенство сторон, эквивалентность, возмездность, ответственность контрагентов за невыполнение договорных обязательств, организационное, экономическое, юридическое и иное обеспечение[4].
Охарактеризуем отдельные договоры, которые применяются в сфере оборота информации, для сохранения ее безопасности.
Участники гражданского оборота заключают маркетинговый договор в целях защиты информации, полученный при исполнении данного договора.
В традиционном, классическом понимании под маркетингом понимается предпринимательская деятельность, которая управляет движением товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги с помощью их разработки, поступления и реализации. Исходя из этого, напрашивается вывод, что маркетинговые услуги могут по своей сути быть разными - это и посреднические услуги, услуги по сбыту и поставке продукции, информационные, консультационные услуги, услуги по управлению производством и др. Современная маркетинговая практика также показывает, что при разработке такого комплексного соглашения стороны активно используют элементы различных договоров, в том числе регламентированных в указанных главах ГК РФ[5].
Информация в системе маркетинга имеет ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на понимании конкретной ситуации, сложившейся на рынке производства товаров и услуг, а понимание достигается в результате получения всей необходимой информации. Поэтому с юридической точки зрения необходимо рассмотреть информационное содержание в системе маркетинга.
Так, Е. Измайлова указывает, что в рамках маркетингового договора могут решаться задачи проведения маркетинговых исследований, оказания консалтинговых и экспертных услуг, оказания информационных, правовых услуг и других видов услуг[6]. Таким образом, в качестве информационного содержания маркетинга можно выделить оказание информационных, консультационных услуг и маркетинговые исследования. В то время как С.В. Алексеев считает, что такими формами являются договоры: на проведение маркетинговых исследований, оказание информационных услуг, подписки на периодическое печатное издание, о неразглашении конфиденциальной информации предприятия[7]. Соглашаясь в целом с изложенными авторами точками зрения, тем не менее скажем, что приведенные формы информационного содержания маркетингового договора требуют уточнения.
Следует отметить, что в ходе информационного обеспечения маркетинга потребители получают необходимую информацию для производственно-хозяйственной деятельности, а также для реализации товаров, работ и услуг - маркетинговую информацию. Понятие маркетинговой информации системно и детально описано И.К. Беляевским, считающим: "Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности"[8]. Безусловно, в соответствии с данным критерием к маркетинговой информации следует относить только те сведения, которые сопутствуют и способствуют достижению рыночных целей хозяйствующего субъекта через уменьшение неопределенности условий хозяйствования.
В связи с этим маркетинговую информацию правомерно подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя информация, получаемая хозяйствующим субъектом из внешних источников, основывается на публикуемых статистических данных, научных отчетах, специальной литературе, выставках, ярмарках и т.д. В то время как основным источником внутренней информации служит бухгалтерская отчетность, на основе анализа которой можно определить динамику продаж продукции компании в разрезе различных отчетных периодов, групп покупателей, регионов сбыта и т.д. Ввиду многообразия видов маркетинговой информации круг ее источников может быть неограничен, сюда могут быть отнесены научно-исследовательские учреждения, информационные службы, средства массовой информации, периодические издания, Интернет, реклама, государственные органы, частные лица и т.д. Информация, полученная из вышеприведенных и других источников, подлежит обработке и анализу. Полученная информация должна признаваться также маркетинговой информацией, однако это уже информация другого порядка, чем исходная.
Большая часть отечественных фирм, занимающихся оказанием маркетинговых услуг, проводят сбор, систематизацию, обработку и анализ различной рыночной информации и формируют ее в виде различных баз данных, назначение которых во многом предопределяет стратегию формирования их содержания. Ю.А. Метелева в системе маркетинговой информации выделяет несколько ее подсистем, в частности: научно-методической информации; справочной; правовой; общеэкономической; финансовой; ценовой; статистической; коммерческой информации[9]. Все вышеизложенное свидетельствует о наличии маркетинговой информационной системы, которая строится на основе увязки всей необходимой информации и ее составляющих, а элементами МИС выступают различные базы данных, позволяющие субъекту рынка получить всю информацию, необходимую для принятия маркетингового решения.