Введение
Глава 1. Основные подходы к пониманию проблем формирования корпоративной культуры организации
1.1. Корпоративная культура как объект и предмет исследования. Уточнение терминологии
1.2. Характеристика современного состояния исследования и разработок в области корпоративной культуры
1.3. Практические подходы к решению проблемы формирования корпоративной культуры
Глава 2. Исследование корпоративной культуры в «-»
2.1. Краткая характеристика «-»
2.2. Анализ состояния производственных и финансово-экономических систем «-»
2.3. Анализ состояния системы управления персоналом и ее связи с
корпоративной культурой «-»
2.4. Причины, мешающие эффективному функционированию
«-». Выводы по результатам анализа
2.5. Задание на разработку организационного проекта
Глава 3. Разработка проекта формирования корпоративной культуры «-»
3.1. Разработка проекта формирования корпоративной культуры.
3.2. Расчет социально-экономической эффективности проекта
3.3. Мероприятия по внедрению проекта и перспективные разработки
по развитию корпоративной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы обусловлена тем, что роль корпоративной культуры в компании чрезвычайно важна и многоаспектна, в связи с этим сегодня исследователями этого феномена по-разному оценивается ее значение как социально-экономического управленческого инструмента. При этом практически все солидарны во мнении в отношении компонентов, характеризующих ее экономическую сущность - совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.
Корпоративная культура компании – это единое социально-экономи-ческое пространство компании, в рамках которого взаимодействие работников осуществляется на основе общих идей, представлений и ценностей, определяющих особенности их трудовой жизнедеятельности и обусловливающих своеобразие философии, идеологии и практики управления человеческими ресурсами компании. Это некое социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху.
Исследованием корпоративной культуры занимались Армстронг М., Бурр В., Вейли П.Б., Грошев А., Демьяненко И., Левкин Н., Рутицкая В, ОучиУ. Фризевинкеля Х. ,Харрисона Г, Хонди З. и др.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию корпоративной культуры «-».
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы корпоративной культуры в торговом менеджменте.
- Провести анализ корпоративной культуры в «-»,
определить сильные и слабые стороны компании.
- Внести предложения по совершенствованию корпоративной культуры и количественно обосновать их.
Методы, используемые для оценки корпоративной культуры в «-»:
- Метод прямой оценкой на основе тестирования и опросов.
- Косвенным методом, по элементной оценке, анализируя возможности (или влияние) каждого элемента системы на результаты.
Работа состоит из введения, трех глав основного текста и заключения.
В первой главе рассмотрена структура корпоративной культуры, а также взаимодействие ее элементов в коммерческой организации. Соотношение духовной и материальной культуры в организации. Влияние корпоративной культуры на взаимодействие организации с внешней средой
Во второй главе дан анализ корпоративной культуры в «-», её сильных и слабых сторон.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры «-» и дано количественное обоснование эффективности некоторых элементов корпоративной культуры.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОБЛЕМ
ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Корпоративная культура как объект и предмет исследования.
Уточнение терминологии
Корпоративная культура определяет принципы и правила внутренней жизнедеятельности предприятия. Культура компании может рассматриваться как представления основных ценностей в корпоративной структуре, системе управления, кадровой политике, влияя на них.
Корпоративная культура – это совокупность самых важных положений деятельности предприятия, обусловленных миссией и стратегией развития, которые находят свое отображение в социальных нормах и ценностях, которые разделяет большинство работников.
Такая культура позволяет отличить одну корпорацию от другой, генерирует соответствие целям компании, создает атмосферу идентификации для членов компании, укрепляет социальную стабильность, является контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
Корпоративная культура является специфической формой существования взаимозависимой системы, которая включает в себя:
- иерархию ценностей, которая доминирует среди сотрудников предприятия;
- совокупность образов их реализации, которые преобладают в компании на определенном этапе развития [10].
Таким образом, корпоративная культура, с одной стороны, система личных и коллективных ценностей, которые принимаются и разделяются всеми членами компании. С другой стороны, под корпоративной культурой понимают набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, которые оправдали себя в прошлом и подтвердили свою актуальность в настоящее время.
В успешно работающих предприятиях существует собственная культура, которая помогает им в достижении положительных результатов. В каждой большой компании существует целый набор правил, норм, принципов игры, согласно которым отдельные группы определяют свое поведение. При этом носителями культур этих групп есть отдельные личности, которые выражают подобные интересы.
Составляющими корпоративной культуры являются:
- принятая система лидерства;
- стили разрешения конфликтов;
- действующая система коммуникации;
- принятая символика и лозунги, гербы, ритуалы.
На корпоративную культуру в целом влияют привычки и вкусы отдельных сотрудников компании, их нужды и интересы, политические взгляды, профессиональные интересы, моральные ценности, темперамент.
Корпоративная культура играет исключительно важную роль. Много компаний распространяют культуру, обеспечивая тесные контакты между штаб-квартирой и филиалами, между руководителями филиалов разных стран. Перемещение работников из одной страны в другую расширяет представление этих людей и повышает их преданность системе ценностей и целям компании. Люди, которые прошли подготовку в штаб-квартире компании, как правило, думают и действуют, как ее сотрудники [10].
Итак, корпоративной культурой является система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной корпоративной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями работы, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
1.2. Характеристика современного состояния исследования и разработок в области корпоративной культуры
В литературе, как правило, культура организации рассматривается как производную двух составляющих - культура тех, кто ее создал, опыта, привнесенного их последователями. Ее поддержка на необходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.
Эффективная деятельность организации невозможная без специализированного разделения труда, по которому каждый вид работы поручается тем специалистам, которые могут сделать ее лучше, чем другие. Осуществление разделения труда и координирование действий исполнителей - одно из самых важных задач менеджмента, умное решение которого дает возможность организации быть более производительной по сравнению с конкурентами. Результатом горизонтального и вертикального разделения труда является структура организации[1].
Структура организации - логические отношения уровней управления и функциональных единиц, построенные в такой форме, которая дает возможность наиболее эффективно достигать целей организации.
Формирование структуры организации обусловлено многими факторами:
Спецификой деятельности, размерами предприятия, технологией, масштабами деятельности, стратегией и т.п.
Разделение труда, на котором основывается построение структуры организации, может касаться работы с машинами, людьми и с информацией. В зависимости от вида работ, взятые за основу разделения труда, соответственно говорят о производственной структуре, структуре аппарата управление и организационную структуру управления.
Производственную структуру формирует горизонтальное разделение труда.
Производственная структура - группирование конкретных задач в пределах производственных подразделов, которые между собой связаны единой технологической цепью.
Структура аппарата управления основывается на вертикальном разделении труда, вследствие которого устанавливается количество уровней управления, выстраивается управленческая вертикаль, и формируются скалярные цепи (цепи команд), по которым осуществляется руководство или передается информация на высшие равные управления.
Структура аппарата управления - распределение власти и ответственности между управленческими работниками характеризуется формальной подчиненностью лиц на каждом уровне. Менеджер высшего уровня непосредственно руководит несколькими подчиненными среднего звена, которые работают в разных функциональных сферах. Менеджерам среднего звена подчиненное определенное количество линейных руководителей еще низшего уровня и так далее, вплоть до уровня простых исполнителей.
Корпоративная структура управления играет объединяющую роль относительно производственной структуры и структуры аппарата управления. При построению корпоративной структуры, прежде всего определяют функции персонала организации. Если масштабы деятельности организации большие, то работников, которые выполняют работу в пределах одной функции, объединяют в специализированные отделы. В зависимости от масштабов деятельности фирмы эти функции могут быть более объёмными, охватывать родственные виды работ (например, финансы и бухгалтерский учет), или узкоспециализированными. От выбора функций зависит успешность деятельности организации. Поэтому менеджер должен создать такую организационную структуру, которая будет отвечать требованиям функциональной специализации и даст возможность организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и рационально распределять и направлять усилие работников, удовлетворять потребности клиентов и достигать целей с высокой эффективностью[2].
Особенность корпоративной структуры управления заключается в том, что в ее границах происходит группировка задач управления и распределение полномочий по подразделам, а не отдельными должностными лицами, то есть распределяются полномочия, а не власть.
В пределах корпоративной структуры происходит взаимодействие организации с внешней средой, поэтому она должна быть гибкой, способной к постоянным изменениям.