- Категории субъектов малого предпринимательства.
- Организация статистического наблюдения за субъектами малого
предпринимательства в России
- Анализ современного состояния малого предпринимательства в России
- Сравнительный анализ малого предпринимательства в развитых странах
- Категории субъектов малого предпринимательства
Проблемы определения субъектов малого предпринимательства связаны с высокой степенью неопределенности ситуации и разобщенности интересов участников оценочного процесса.
Согласно российскому законодательству, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения: до 100 человек включительно для малых предприятий; до 15 человек для микропредприятий;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. для малых предприятий.
Как известно, особенностями малого бизнеса являются более высокая степень неустойчивости на рынке, обусловленная высоким уровнем риска, повышенная чувствительность к изменениям факторов внутренней и внешней экономической среды, недостаточность капитала, долгосрочность отдачи вложений, и, как следствие, низкая инвестиционная активность, трудности в привлечении дополнительных финансовых ресурсов и получении инвестиций. В этой связи особое значение приобретает необходимость повышения эффективности статистического изучения исследуемого субъекта.