Введение
Глава 1. Анализ современной налоговой системы РФ и ее ограничения
1.1. Принципы построения и структура налоговой системы в России
1.2. Противоречия современной налоговой системы
1.3. Причины уклонения от уплаты налогов
Глава 2. Направления реформирования налоговой системы РФ
2.1. Общие причины реформирования налоговой системы
2.2. Разновекторная модель налогообложения
2.3. Совершенствование налогового администрирования
Заключение
Литература
Приложение
Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, базирующейся на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на механизме конкуренции, обеспечивающей социально-экономический отбор наиболее эффективных предприятий с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно удовлетворяющими рыночные потребности.
В индустриальных странах экономика ориентирована на удовлетворение социально-экономических нужд общества. Такая ориентация осуществляется государством с использованием целой системы приемов косвенного воздействия на экономику – налоги, государственные расходы, учетные ставки, нормы резервирования, операции на открытом рынке и т.д.
Россия же находится совершенно в ином положении - ее экономика была до предела монополизирована. Инфляционные процессы, а также беспрецедентный спад производства продолжались на протяжении длительного времени. Структура экономики продолжала утяжеляться - рос удельный вес добывающих отраслей с сокращением отраслей, производящих товары народного потребления.
В таких случаях должны использоваться адекватные методы управления производством, наиболее полно учитывающие специфику российской действительности. Это относится прежде всего к налоговой системе, которая выступает одним из основных элементов государственной экономической политики.
Через налоговую политику реализуются основные пропорции экономического развития. Их формирование выступает одной из основных функций государства в условиях рынка. Опыт США, Японии, Германии и других стран свидетельствует о том[1], что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
В России при обследовании промышленных предприятий в условиях трансформации выяснилось, что они направляют на капитальные вложения в среднем всего лишь 10-15% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 25%.[2] И это происходило, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составлял не менее 70%. В результате неэффективной налоговой политики, неоптимального распределения накоплений предприятий требовались огромные инвестиции в производство на его перевооружение. Но эту задачу российская экономика не могла решить без проведения взаимосвязанных и эффективных реформ.
Анализ деятельности ряда государств в области налогообложения свидетельствует, что большинство из них, как и Россия, изыскивают пути решения данной проблемы. Государственная власть, ее законодательные и исполнительные органы находятся в постоянном поиске оптимальных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения. Перед ними стоит и другая проблема — проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налоговых сборов.
Используя богатый теоретический материал и практический опыт развитых государств, необходимо продолжать дальнейшее реформирование налоговой системы Российской Федерации, что сегодня является крайне актуальной проблемой. Целью данной работы является детальный анализ важнейших аспектов реформирования отечественной налоговой системы.
Глава 1. Анализ современной налоговой системы РФ и ее ограничения
1.1 Принципы построения и структура налоговой системы в России
Важнейшее значение в эффективном функционировании налоговой системы играют правила ее функционирование. Следование данным правилам является основой рациональности налогообложение. В общем виде данные правила (принципы) изображены на рисунке 1.
Рис. 1. Принципы построения налоговой системы[3]
Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения - это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Основополагающими принципами справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение, являются:[4]
- равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;
- глобальность и всеобъемлемость налогообложения;
- целенаправленность налоговых поступлений. Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.
Для обеспечения всех вышеперечисленных требований было бы полезно разделить субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.
Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:
- один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
- обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;
- льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;
- запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;
- штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.
Для налогообложения нерезидентов и доходов резидентов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.
Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.
На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Многовековой опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т.е., как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.