Введение
- Теоретические основы стратегического управления и формирования стратегии фирмы
1.1. Сущность стратегического управления
1.2. План и стратегия развития фирмы
1.3. Выработка стратегии фирмы
- Анализ внутренней и внешней среды предприятия
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика ООО «-»
2.2. Оценка системы стратегического управления на предприятии
2.3. Выбор и разработка стратегии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Отчет о прибылях и убытках ООО «-» за 2011 год, тыс. руб.
Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках ООО «-» за 2012 год, тыс. руб.
Проблема исследования. Проблема исследования вопросов стратегического управления заключается в отсутствии определенных стандартов и норм к самому процессу стратегического управления. Можно выделить лишь ключевые принципы и задачи организации подобного управления, но одинаковых рецептов для разных фирм не находится. Несмотря на то, что появились определенные публикации по выбранной теме исследования, законченности и концептуального обобщения данная тема не нашла. Современные экономические формации как на макро, так и на микро уровне находятся в поступательном развитии, и то что было актуальным вчера, сегодня уже не находит применения.
Актуальность темы. Современные фирмы в России, осознавая значимость стратегического управления, предпринимают попытки внедрения последнего в повседневную практику. Однако, как показывает практика, стратегия прописывается лишь на самом общем уровне, разрабатывается цель и задачи стратегического управления, миссия компании и принципы организации деятельности, однако наблюдается слабая привязка к системе планирования и к общим бизнес-процессам производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Между тем, стратегическое управление представляет собой творческий процесс, предполагающий нестандартность мышления руководителей, поиск тех резервов, которые были упущены ранее компанией или не нашли применения у ближайших конкурентов. Стандартные пути развития, выработанные многолетним опытом зарубежными компаниями уже «устарели».
Значение стратегического управления заключается в построении своеобразного каркаса будущего предприятия, наметки возможных направлений диверсификации бизнеса, пути поступательного развития технических и технологических процессов, а также социальной составляющей. Чем детальнее и тщательней прописана стратегия развития компании, тем проще и яснее определить текущие цели и задачи развития предприятия в краткосрочном периоде.
Цель работы – провести исследования состояния системы стратегического планирования на предприятии и разработать пути повышения реализации выбранных стратегических направлений.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть сущность стратегического управления, а также особенности формирования плана и стратегии развития коммерческого предприятия;
- ознакомится с особенностями выработки стратегии, процессом ее выполнения и контролем за реализацией;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности коммерческого предприятия;
- провести анализ внутренней и внешней среды компании;
- на основе проведенного исследования разработать возможные варианты корректировки выбранной стратегии развития;
- оценить экономический эффект от предложенного проекта мероприятий.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «-», основная деятельность которого выполнение строительных работ.
Предметом исследования является система организационно-экономических и финансовых отношений в процессе формирования стратегии развития предприятия.
Методологическая основа исследования. При решении поставленных задач автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные наукой и апробированные практикой.
1 Теоретические основы стратегического управления и формирования стратегии фирмы
1.1 Сущность стратегического управления
В системе управления экономическими процессами, происходящими в обществе, особое место в обеспечении эффективного функционирования предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства занимают стратегия, стратегическое планирование и стратегическое управление.
Под стратегическим управлением понимается процесс, который определяет последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Этот процесс включает в себя не только постановку целей, разработку самой стратегии и определение необходимых ресурсов для ее реализации, но и поддержание взаимоотношений с внешней средой. Все это позволяет организации добиваться поставленных задач.[1]
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
Необходимость разграничения между видами управления была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего управленческого персонала на факторы внешней среды, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в ней изменения.[2]
Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления представлена в таблице 1.1.
Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления
Признак
|
Оперативное управление
|
Стратегическое управление
|
Цель и задачи
|
Обеспечение бесперебойного снабжения компании всеми видами ресурсов для производства продукции в соответствии с плановыми заданиями
|
Удержание позиций на рынке, рост объемов производства и поступательное инновационное развитие
|
Критерии оценки эффективности
|
Выполнение плана, получение заданного уровня прибыли и рентабельности
|
Развитие компании в соответствии с поставленными целями и задачи, наличие устойчивых конкурентных преимуществ
|
Объекты внимание менеджмента
|
Сосредоточение на внутренних факторах
|
Сосредоточение на внешних факторах
|
Учет временного фактора
|
Краткосрочная и среднесрочная перспектива
|
Долгосрочная перспектива
|