Введение
ГЛАВА 1. Формирование стратегии кредитования предприятий малого бизнеса коммерческим банком на примере ОАО КБ «Банк Москвы»
1.1. Краткая характеристика банка
1.2. Особенности формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса ОАО КБ «Банк Москвы»
1.3. Специфика управления кредитным риском при формировании стратегии кредитования банка, ориентированной на малый бизнес
Глава 2. Анализ, проблемы и перспективы развития кредитования субъектов малого бизнеса в России
2.1 Проблемы кредитования субъектов малого бизнеса
2.2 Перспективы развития кредитования субъектов малого бизнеса
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования предопределена существующими в настоящее время проблемами экономического, политического, пруденциального характера в сфере банковского кредитования и значимостью малого бизнеса в современных рыночных условиях.
В процессе исследования автор опирался на теоретические и практические разработки ученых Клуба банковских аналитиков России: В.А. Бузуева, Д.В. Мисюлина, И. Цветковой и др. авторов; а также на работы, посвященные стратегическому планированию и проблемам кредитования малого бизнеса: Э.А. Уткина, И.В. Ларионовой, А.И. Муравьевой, A.M. Игнатьева, А.Б. Крутик. Разработке проблем становления малых предприятий и их взаимодействия с банками и банковской системой посвящены труды следующих ученых: В.Н. Ендроновой, СЮ. Хасяновой, Г.А. Ермиловой, В. Кашина, А. Сиганькова.
Существенный вклад в обоснование необходимости изучения проблем малого бизнеса внесли работы следующих зарубежных ученых: А. Брю, X. Муент, Д. Стори, где выявлен ряд проблем развития малого предпринимательства в современных рыночных условиях, исследованы основные направления развития банковской системы.
Основной целью исследования является выявление специфики кредитования предприятий малого бизнеса и разработка методических и практических рекомендаций по совершенствованию банковской стратегии кредитования, ориентированной на малый бизнес.
Исходя из поставленной цели, основное внимание было сосредоточено на следующих задачах:
- разработка концептуальных основ формирования банковской стратегии кредитования, ориентированной на малый бизнес;
- выявление рычагов управления и минимизации кредитного риска,
возникающего при кредитовании предприятий малого бизнеса в
современных рыночных условиях;
- разработка алгоритма формирования стратегии кредитования субъектов малого бизнеса коммерческим банком.
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе организации кредитной работы в коммерческом банке, при формировании стратегии, ориентированной на малый бизнес.
Объектом исследования является открытое акционерное общество коммерческий банк «Банк Москвы» иркутский филиал.
Методологическая основа базируется на комплексе общенаучных и экономических методов исследований: аналитическом, логическом, экономико-статистическом и расчетном с использованием программы Microsoft Excel и графических редакторов.
Нормативно-правовая и статистическая основа исследования основывается на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, а также на материалах Банка России, Министерства финансов РФ и Федеральной государственной статистической службы РФ.
ГЛАВА 1. Формирование стратегии кредитования предприятий малого бизнеса коммерческим банком на примере ОАО КБ «Банк Москвы»
1.1. Краткая характеристика банка
Полное наименование Банка:
Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество).
Сокращенное наименование Банка: ОАО «Банк Москвы».
Год основания Банка - 1995.
Уставный капитал: 11,75 млрд рублей.
Адрес: 664048 Россия, Иркутская область, город Иркутск Розы Люксембург, 184,
Основной государственный регистрационный номер 1027700159497;
Регистрационный номер (/порядковый) 2748;
БИК 044525219.
В январе 2006 года Банк Москвы аккредитован при корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и получил право участвовать в конкурсах по отбору банков-агентов, через которые «Агентство» будет осуществлять выплаты страхового возмещения и расчеты с кредиторами первой очереди.
В ежегодном «Коммерсантъ-Рейтинге» опубликован список 100 наиболее крупных российских компаний России, ранжированных по рыночной стоимости. В нем Банк Москвы занимает 2 место.
В России работает 225 подразделений Банка. Это вывело Банк на 4 место среди крупнейших коммерческих банков России по разветвленности сети (по данным ЦБ РФ).
Банк Москвы вышел на рынок розничного кредитования с программой «Экспресс-автокредит», в рамках которой заемщик может непосредственно в автосалоне, у которого есть партнерские отношения с Банком, подать заявление на кредит. Решение о выдаче кредита клиент получит менее чем через час.
Банк Москвы ввел новые условия автокредитования, объединяющие в себе все выгоды ранее действующих программ. Клиенты могут воспользоваться «Стандартной программой автокредитования» или «Экспресс-автокредитом» в автосалонах, с которыми Банк заключил договоры о сотрудничестве.
Банк Москвы приступил к продаже пакетов розничных банковских услуг, ориентированных на клиентов разных возрастов: «Универсальный», «Деловой», «Молодежный» и «Молодежный Плюс».
Банк Москвы подписал договор с «Группой АГРОКОМ» на организацию облигационного займа объемом 1,5 млрд рублей. Планируемый срок обращения облигаций — до 5 лет.
Рейтинговое Агентство НАУФОР присвоило индивидуальный рейтинг Группе «Управляющих Компаний Банка Москвы» на уровне «АА+» — очень высокая надежность, первый уровень, прогноз стабильный.
В марте 2006 года Банк Москвы запустил собственную программу потребительского кредитования на неотложные нужды. Кредит будет предоставляться как в рублях, так и в американских долларах и евро. Его максимальная сумма составит 1 млн рублей (или эквивалент в иностранной валюте). Кредит не «привязан» к определенным нуждам и может быть использован заемщиком на любые цели.