Введение.
Глава 1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг
1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг и их виды.
1.2 Источники правового регулирование возмездного оказания услуг
Глава 2 Структура и содержание договора возмездного оказания услуг
2.1. Существенные условия договора возмездного оказания услуг
2.2. Стороны договора.
2.3. Имущественная ответственность сторон.
2.4. Отдельные виды договора возмездного оказания услуг.
Глава 3. Перспективы развития законодательства, регулирующего отношения в сфере возмездного оказания услуг
Заключение.
Список использованных источников.
Обязательства, возникающие из договора возмездного оказания услуг широко распространены в деловом обороте. В «паутину разнообразных услуг» оказываются объективно вовлеченными множество субъектов, потребности которых удовлетворяются разнообразными услугами.
Объем потребления услуг увеличивается год от года. Эта сфера привлекательна для предпринимателей, так как в ряде случаев не требует значительного стартового капитала (например, консультационные услуги).
Исследованию института оказания услуг в современных условиях способствует учет его исторического развития и формирования, так как именно на базе исторического опыта можно проследить закономерности предпосылок становления и развития данного вида обязательств.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) в главе 39 - закрепил общие признаки договора оказания услуг.
В настоящее время проблема комплексного изучения обязательств по оказанию услуг остается актуальной.
Нормами главы 39 ГК РФ регулируются отношения, возникающие из непоименованных в ГК РФ договоров: медицинские, ветеринарные, аудиторские, оценочные. При этом ГК РФ посвятил договорам на оказание услуг более десятка отдельных глав. Каждая из них охватывает самостоятельную разновидность услуг: поручение, комиссия, агентский договор, договор доверительного управления имуществом, страхование и др. Поименованные в ГК РФ договоры в предмет регулирования специальной главы - «Возмездное оказание услуг», не входят. Нормы этой главы могут применяться к ним только по аналогии. Данная глава ГК РФ не регулирует конкретный тип договоров. Ее нормы предусмотрены для различных видов договоров, отвечающих лишь общим признакам договора возмездного оказания услуг, как они определены в данной работе.
Вот почему, выбранная тема работы относится к числу важнейших вопросов гражданского права. Проникновение в сущность правового регулирования обязательств по возмездному оказанию услуг имеет как теоретическую ценность, так и практическую значимость.
Проблемы, затрагиваемые в работе, представляют собой одно из мало исследованных направлений в отечественной юридической науке. Вместе с тем, некоторые вопросы, тем или иным образом связанные с выбранной темой, нашли свое отражение в трудах целого ряда исследователей-правоведов.
В последние годы по проблемам, касающимся договора возмездного оказания услуг, появилась обширная литература, в основном, практической направленности. Большой вклад в разработку практических и теоретических аспектов рассматриваемой темы внесли труды В.В. Витрянского, С.Э. Жилинского, Н.Г. Лившица, В.Ф. Попондопуло, Е.А. Суханова, М.В. Телюкиной и многих других ученых и практиков.
Представляется, что вопросы, затрагиваемые в работе, нуждаются в дальнейшей разработке, а российское законодательство об обязательствах по возмездному оказанию услуг нуждается в совершенствовании.
Целью работы является раскрытие понятия договора на оказание услуг, закрепление четкого перечня признаков договора, по которым произошло выделение главы ГК РФ, посвященной возмездному оказанию услуг, а также соотносящихся с ними решений отдельных правовых вопросов.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:
- Исследована история развития обязательств по возмездному оказанию услуг.
- Проведен анализ понятия соответствующего обязательства и его виды.
- Определены признаки обязательства по оказанию услуг.
- Изучены и проанализированы источники правового регулирования данного вида договора.
- Исследованы предмет и элементы договора.
- Предложено внести изменения в ряд статей главы 39 ГК РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере договора возмездного оказания услуг.
Предметом исследования является комплексное изучение российского законодательства регулирующего институт договора по оказанию услуг, анализ норм международного частного, конституционного гражданского, предпринимательского, гражданского процессуального права регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, а также судебной и арбитражной практики.
Для проведения исследования использованы такие методы изучаемой науки, как анализ, системный подход, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика договора возмездного оказания услуг
1.1. Понятие обязательств по оказанию услуг и их виды
ГК РФ дает определение понятия обязательства и основания его возникновения: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» (ст. 307 ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).
До принятия ГК РФ услуги как таковые не обособлялись в ГК ни в составе договора подряда в качестве его разновидности, ни в качестве договорного типа. Выделенный в самостоятельную группу договор подобно подряду, из которого он вырос, относится к числу консенсуальных, возмездных, двусторонних. Поскольку услуги также включают в себя работы, то данный договор имеет много общих с подрядом особенностей.
В отечественной доктрине термин «обязательства по оказанию услуг» употребляется в широком смысле, как родовое понятие, охватывающее различные договоры. Признаком, объединяющим эти договоры и в то же время отличающим их от подрядных отношений, обычно называют отсутствие в овеществленной форме результата выполненной работы. Исходя главным образом из этого критерия, одни авторы к числу обязательств по оказанию услуг относят договоры хранения, поручения, комиссии и экспедиции. Другие - включают сюда также транспортные договоры, обязательства по страхованию, расчетные и кредитные обязательства.
Недостаточная ясность различий в понятиях «работа» и «услуга» поставила сторонников признания самостоятельно рассматриваемого договора перед необходимостью искать специальные критерии для выделения этих различий, которые могли бы считаться достаточно определенными.
Определенность, о которой идет речь, должна быть выражена в основном классификационном признаке этих договоров - их предмете.
Предметом обязательств по оказанию услуг выступают действия, а не их овеществленный результат: оказание медицинской помощи, проведение консультаций и т.п. Однако в некоторых случаях услуга (например, оказание медицинской помощи) может привести к определенному овеществленному результату: изготовление и установка сердечного стимулятора, зубного протеза и т.п.
В зависимости от достижения положительного экономического результата услуги классифицируются на услуги материального и нематериального характера.
Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы, либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т.д. Однако достижение такого овеществленного результата, например, при установлении зубного протеза неразрывно связано с проведением различного рода медицинских обследований и составляет с ним определенное единство. К этим же услугам относятся услуги, которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги парикмахера, банщика). Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован услугодателем.
Нематериальные услуги характеризуются тем, что:
- во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в овеществ-ленном результате;
- во-вторых, тем, что услугодатель не гарантирует достижение пред-полагаемого положительного результата (например, услуги репетитора не всегда могут увенчаться успехом для обучающегося, так как это зависит еще от внимательности и способности последнего; адвокат, либо представитель не всегда может выиграть дело в суде).
Отсюда вытекает характерная отличительная черта обязательств по оказанию услуг - связь услуги с личностью услугодателя, так как оказываемая услуга потребляется услугополучателем в процессе ее оказания.
Деятельность по оказанию услуг весьма многообразна. Действительно, существует множество таких видов услуг как перевозка, комиссия, поручение и др. К обязательствам по оказанию услуг примыкают и обязательства, вытекающие из договора доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК РФ), из договоров транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ) и т.д. Характерно, что во всех указанных правоотношениях выступает посредник, который действует всегда в чужих интересах, т.е. в интересах своего клиента.
Таким образом, на лицо еще один признак обязательств по оказанию услуг - наличие посредника.
Обязательства по оказанию услуг отличаются своим многообразием и, как следствие, проникновением во все сферы деятельности. Чтобы упорядочить данный вид отношений в литературе была проведена их классификации по характеру деятельности услугодателя:
- во-первых, обязательства об оказании услуг фактического характера (перевозка, хранение и др.);
- во-вторых, обязательства об оказании услуг юридического характера (поручение, комиссия и др.);
- в-третьих, обязательства об оказании услуг как фактического, так и юридического характера (транспортная экспедиция, агентирование, доверительное управление имуществом);