ВВЕДЕНИЕ.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Становление и развитие агентского договора в предпринимательской деятельности в России.
1.2. Понятие договора агентирования.
1.3. Правовая природа агентского договора в предпринимательской деятельности.
1.4. Место агентского договора среди посреднических договоров.
- ПРАВОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Специфика предмета агентского договора в предпринимательской деятельности
2.2. Особенности субъектного состава агентского договора в предпринимательской деятельности.
2.3. Содержание и исполнение агентского договора в предпринимательской деятельности.
- ПРЕКРАЩЕНИЕ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Основания и последствия прекращения агентского договора в предпринимательской деятельности.
3.2. Гражданско-правовая ответственность сторон агентского договора в предпринимательской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Переход к рыночным отношениям обеспечил кардинальные изменения в экономической сфере российского общества. Признание многообразия форм собственности, появление независимых и юридически равноправных субъектов гражданско-правовых отношений, закрепление права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности потребовало применения новых форм сотрудничества в имущественном обороте, определивших активное использование современных правовых механизмов их регулирования. К числу форм такого сотрудничества относится агентирование.
Агентский договор, появившийся в российском праве только с принятием части второй ныне действующего Гражданского кодекса Российской Федерации[1], в настоящее время выступает одним из наиболее востребованных посреднических договоров, используемых в хозяйственной практике значительного числа российских предпринимателей. Обусловлено это, прежде всего, тем, что в рамках данной договорной модели объединены две противоположные сферы гражданского оборота - коммерческая и культурно-творческая.
В современной правовой науке отсутствует комплексное исследование правового регулирования агентского договора в предпринимательской деятельности. Законодательная база об агентском договоре в предпринимательской деятельности также недостаточно разработана и требует совершенствования. Между тем, агентский договор является чрезвычайно эффективным средством в механизме регулирования рыночных отношений.
Исследование правовой природы договорных отношений, в том числе агентских, на современном этапе осуществлялось в работах О.В. Алферовой, В.Н. Белова, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А.В. Егорова, Ю.А. Метелевой, Е.В. Поповой, О.Н. Садикова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого и др.
Цель работы – рассмотреть агентирование как договор в предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия и основные элементы договора агентирования;
- выясненить содержание обязательств сторон, вытекающих из агентского договора;
- выявить особенности заключения, прекращения и ответственности договора агентирования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в предпринимательской деятельности в процессе заключения и исполнения агентского договора.
Предметом исследования является гражданско-правовое регулирование агентских отношений, возникающих в предпринимательской деятельности.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие отношения, составляющие объект исследования.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Становление и развитие агентского договора в предпринимательской деятельности в России
В настоящее время агентский договор является наиболее распространенным в сфере предпринимательской деятельности посредническим договором. В России данный договор впервые законодательно урегулирован с введением в действие части второй ГК РФ.
Выявлено два подхода к генезису агентского договора в российском праве. Сторонники первого подхода полагают, что данный договор заимствован с некоторыми изменениями из англо-американского законодательства, где институт агентских отношений является основополагающим в сфере представительства, а свойственные континентальной системе договоры поручения и комиссии отсутствуют[2].
Представляется более обоснованным второй подход, в соответствии с которым появление агентского договора в российском гражданском праве является следствием влияния не только англо-американской правовой системы, но и континентальной[3].
Непосредственные представительские отношения были известны в России уже в XV-XVI веках: к тому времени сложился, хотя и немногочисленный, класс посредников-предпринимателей.
В дореволюционной России термин «агент» был достаточно широко распространен. Полномочия агента были более узкими, чем те, которые определены в современном ГК РФ. Агент только выступал посредником при совершении сделок, причем действовал исключительно от имени принципала. Существовал также «договор доверенности», по которому одно лицо обязывалось быть представителем другого по какому-либо гражданскому действию. В сущности, договор доверенности представлял собой современный договор поручения. В предмет договора доверенности (поручения), а впоследствии с договора комиссии входили только юридические действия.
В ГК РСФСР 1922 г. правовое регулирование агентских договоров, равно как договоров комиссии и поручения, отсутствовало. Тем не менее, развитие торговли не могло не привести к возникновению института торгового посредничества. В период НЭПа получили распространение агентские соглашения, они назывались агентурными соглашениями, нормы о них содержались в ряде законодательных актов того времени. В начале 30-ых годов XX века прекращает свое существование профессиональное посредничество, в том числе осуществляемое торговыми агентами[4].
ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. норм, регулирующих агентский договор, не содержали. Однако, в связи с коренными политическими и экономическими изменениями в нашей стране в 90-х годах XX века, постепенно возродился интерес к предпринимательской деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, и, соответственно к институту профессионального посредничества. Существовавшие до этого договоры поручения и комиссии не смогли в полной мере удовлетворить возросшую среди участников делового оборота потребность в регулировании отношений коммерческого представительства. Поэтому в части второй ГК РФ появляется глава 52 «Агентирование», посвященная агентскому договору.
В агентском договоре объединяются различные отношения, близкие к поручению и комиссии, даже если они выходят за рамки традиционного понимания этих институтов. Тем не менее, нормы о поручении и комиссии в значительной степени будут применяться к таким отношениям
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
[2] Витрянский В. В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2005. № 10. С.24.
[3] Там же. С.25.
[4] Договорное право. Общие положения. Брагинский М. И., Витрянский В. В. М., 2009. С.164.