Введение.
- Теоретические и методические основы управления внешней средой организации.
1.1 Среда предприятия.
1.2 Понятие и основные элементы прямого воздействия внешней среды организации.
1.3 Понятие и основные элементы косвенного воздействия внешней среды организации.
1.4 Анализ макросреды предприятия.
- Анализ состояния внешней среды ООО «-».
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.2 Изучение факторов макросреды предприятия.
- Пути обеспечения эффективного взаимодействия ООО «-» со всеми субъектами внешней среды..
Заключение.
Список использованной литературы.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда - источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов. [2, с. 28 - 32].
Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала. [7, c. 36].
Объектом исследования является производственно -торговое предприятие ООО «Колос» .
Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к организации и управлению предприятиями торговли в условиях рынка.
Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы внешней среды, влияющие на результаты хозяйственной деятельности ООО «-» , разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- На основе предложенной литературы изучить методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.
- Дать общую характеристику деятельности исследуемого торгового предприятия.
- Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.
- Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия.
- Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методы исследования, используемые в курсовой работе, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления торговыми предприятиями.
Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.:
- в теоретическом разделе дается понятие и описываются основные элементы внешней среды организации, а также элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды;
- в аналитическом разделе дана краткая характеристика рассматриваемого предприятия, а также описаны факторы прямого и косвенного влияния макросреды на предприятие;
- в проектном разделе разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды.
1. Теоретические и методические основы управления внешней средой организации.
1.1 Среда предприятия
Анализ среды необходим для разработки стратегических маркетинговых действий и для оперативного маркетинга. Обычно разделяют внешнюю и внутреннюю среды предприятия.
Внешнюю среду (или внешнее окружение) часто называют макросредой, в отличие от микросреды (или внутренней среды) предприятия.
К внешней среде относятся факторы, которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено приспосабливаться. К таким факторам относятся: государственно-административные, социально-демографические, культурные, экономические, международные, природно-экологические и научно-технические факторы.
Внешнее окружение можно разделить на уровни: мезосреда - непосредственное окружение предприятия (поставщики, потребители, посредники, кредитные учреждения и т.д.) и макросреда - косвенное окружение, мегасреда, отражающая глобальные мировые процессы и тенденции.
Для анализа макросреды предприятия используется вторичная информация, которая может быть получена из публикаций Госкомстата и его региональных подразделений, из газет и журналов, сети Internet (в том числе на отраслевых порталах, сайтах специализированных фирм и т.п.). После сбора необходимой вам информации необходимо оценить каждый документ с точки зрения достоверности и актуальности содержащейся в нем информации, а также проверить данные на согласование с другой имеющейся в вашем распоряжении информацией.
Для анализа микросреды предприятия также может быть использована вторичная информация из перечисленных выше источников, а также данные, собранные на отраслевых выставках, однако дополнительно рекомендуется собрать и первичные данные о ваших покупателях, поставщиках, конкурентах. Для этого можно воспользоваться двумя наиболее популярными методами сбора первичных данных - наблюдением и опросом.
С помощью наблюдения возможно собрать информацию о ваших конкурентах, оценить их с точки зрения потребителей и внедрить у себя на предприятии их наиболее удачные идеи. Для этого вы можете (лично либо с помощью своих сотрудников) посетить магазины (офисы) конкурентов и оценить их работу по заранее подготовленной анкете.
С помощью опроса можно узнать мнение своих покупателей, выяснить, какие дополнительные товары / услуги они хотели бы получить. Кроме того, можно проводить опросы ваших поставщиков и посредников. В случае опроса покупателей можно либо предложить им самостоятельно заполнить анкету (в случае, если есть такая возможность), либо провести опрос с помощью интервьюеров (в случае большого потока посетителей).