Введение.
- Теоретические и методические основы управления внешней средой организации Точка не ставится в названии глав.
1.1 Роль стратегического анализа в разработке стратегии.
1.2 Факторы макросреды..
1.3 Инструменты анализа макросреды (PEST-анализ)
1.4 Этапы анализа макросреды..
- Анализ состояния внешней среды ООО «-».
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.2 Изучение факторов макросреды предприятия.
- Пути обеспечения эффективного взаимодействия ООО «-» со всеми субъектами внешней среды..
3.1 Пути обеспечения эффективного взаимодействия ООО «-» со всеми субъектами внешней среды..
3.2 Анализ эффективности замены оборудования.
Заключение.
Библиографический список.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда - источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов [2, с. 28 - 32].
Объектом исследования является производственно -торговое предприятие ООО «-» .
Предметом исследования является макросреда ООО «-»
Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы внешней среды, влияющие на результаты хозяйственной деятельности ООО «-» , разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.
- На основе предложенной литературы изучить методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.
- Дать общую характеристику деятельности исследуемого торгового предприятия.
- Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия.
- Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методы исследования, используемые в курсовой работе, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления торговыми предприятиями.
Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографического списка.:
- в теоретическом разделе дается понятие и описываются основные элементы внешней среды организации, а также элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды;
- в аналитическом разделе дана краткая характеристика рассматриваемого предприятия, а также описаны факторы прямого и косвенного влияния макросреды на предприятие;
- в проектном разделе разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды.
1. Теоретические и методические основы управления внешней средой организации Точка не ставится в названии глав
1.1 Роль стратегического анализа в разработке стратегии
Стратегический анализ предприятия является одним из стержневых элементов процедуры формирования стратегического плана развития предприятия.
По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней, деловой окружающей среды и ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения ≪текущего состояния дел≫ на предприятии и выявления условий для его дальнейшего успешного развития в условиях рыночного хозяйствования. Таким образом, на этапе анализа создается необходимая информационная база, позволяющая наиболее эффективным образом провести процесс целеполагания и выбора альтернатив.
В западных исследованиях в области стратегического планирования и управления стратегическому анализу (аудиту) уделяется большое внимание. Он рассматривается как один из трех фундаментальных этапов планирования (совместно с целеполаганием и выбором), проводятся специальные исследования в области внешней, деловой окружающей среды.
Отечественные исследователи также не оспаривают необходимость анализа (диагностики) предприятия как необходимого элемента системы планирования его развития, хотя и рассматривают его в несколько усеченном варианте. Так, Г. Я. Киперман предлагает проводить диагностику предприятия но следующим четырем разделам: анализ производственной деятельности; анализ инвестиционной деятельности; анализ социального развития предприятия; финансовые показатели деятельности, выводы и предложения. При этом основной упор делается на исследование ресурсного потенциала предприятия, а влияние внешней деловой окружающей среды определяется лишь опосредованно. Представляется, что такое понимание процедуры стратегического анализа объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, существовавшая в течение нескольких десятилетий практика планирования на предприятиях в условиях директивного управления ориентировала специалистов первичного хозяйственного звена на анализ его хозяйственной деятельности и поиск резервов повышения эффективности производства, а внешние условия функционирования экономики достаточно жестко задавалась вышестоящими органами. В условиях же рыночной экономики ситуация кардинально изменилась. Предприятию, функционирующему в условиях неопределенного рынка, необходима информация о состоянии дел и перспективах функционирования как на макроуровне, так и на региональном и отраслевом уровнях национальной экономики. Без этого предприятию невозможно эффективно использовать свой ресурсный потенциал.
Однако инерция мышления большинства специалистов отделов планирования и руководителей предприятий столь велика, что сохраняются и реализуются старые, проверенные годами подходы, в той или иной степени адаптированные к современным условиям хозяйствования.
Во-вторых, рыночная инфраструктура, находясь в стадии формирования, не может обеспечить предприятие необходимой и достоверной информацией. Поэтому специалисты в области планирования на предприятии вынуждены заниматься поиском информации самостоятельно, получая ее в ≪усеченном варианте≫ из различных источников и проводя ее верификацию. Следует отметить также, что экономическая нестабильность национальной экономики не способствует точности вырабатываемых прогнозных расчетов.
Вместе с тем проблема стратегического анализа деятельности предприятия требует решения как в методологическом, так и в практическом плане. Поэтому, предлагая ряд методологических принципов организации стратегического анализа первичного субъекта рыночных отношений национальной экономики, мы исходим из следующих положений.
- Анализ предприятия состоит из двух самостоятельных этапов: анализа внешней деловой окружающей среды и анализа ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей). Естественно, что эти два этапа взаимосвязаны, поскольку результат анализа — это синтез выводов, полученных на каждом этапе, однако цели исследования и информационная база позволяют рассматривать их изолированно.
- Подход основан на исследованиях западных специалистов в области стратегического управления, адаптированного к условиям отечественной экономики и апробированного на конкретных российских предприятиях в период с 1994 года по настоящее время.
Поставлена задача построения некоторой ≪идеальной модели≫, что позволяет, во-первых, руководителям предприятий и специалистам в области планирования представить процесс стратегического анализа системным, соответствующим рыночным условиям хозяйствования; во-вторых, выдвинуть требования к рыночной инфраструктуре по расчету необходимых показателей и проведению аналитических исследований по проблемам функционирования и развития предприятия.
- Процедура стратегического анализа, каждого его этапа требует дальнейшей проработки до методических рекомендаций, обеспечивающих его внедрение в практику работы отечественных предприятий в условиях рыночных отношений хозяйствования.
Анализ среды необходим для разработки стратегических действий
Обычно разделяют внешнюю и внутреннюю среды предприятия.
Внешнюю среду (или внешнее окружение) часто называют макросредой, в отличие от микросреды (или внутренней среды) предприятия.
К внешней среде относятся факторы, которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено приспосабливаться. К таким факторам относятся: государственно-административные, социально-демографические, культурные, экономические, международные, природно-экологические и научно-технические факторы.
- Басовский, Л.Е. Менеджмент. [Текст]: учебное пособие/Л.Е.Басовский.- М.: Москва, 2000 . – 150 с.
- Виханский, О. С. Стратегическое управление. [Текст]: учебное пособие/О.С. Виханский- М.: Экономистъ , 2008. – 75 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент. [Текст]/О.С.Виханский, А.И.Наумов- М.: Экономистъ, 2007. – 15 с.
- Виханский, О. С. Менеджмент. [Текст]/О.С.Виханский, А.И.Наумов- М.: Экономистъ, 2001 . – 85с.
- Веворков, В.В. Практикум по маркетингу. [Текст]: учебное пособие/ В.В.Веверков, Д.В. Веверков-М: Москва, 2008 .,- с. 83 - 88.
6.Герчикова, И.Н. Менеджмент. [Текст]: Учебник./ И.Н.Герчикова– М.: Банки и биржи. Юнити , 1995. – 472 с.
7.Забелин, П.В. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме. [Текст]: учебное пособие/ П.В. Забелин// Маркетинг, 2005. - №6 – С. 56-63.
8.Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. [Текст] / Общ. ред. и вступ. ст. Паньковой Е.М. – М.: Прогресс ,1990. – 736 с.
9.Мордовин, С. К. Модульная программа для менеджеров. [Текст]/С.К.Мордовин- М.: «Инфра-М», 2008 . – 38 с.
10.Мардас, А. Н.Организационный менеджмент. [Текст] / А.Н.Мардас - СПб. : Питер, 2010. -256 с.
11.Мескон, М. Основы менеджмента. [Текст]: Учебник./ М. Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури -М.: Москва, 1998. -515 с.
- www.marketing.spb.ru
- www. chelstat.gks.ru
14.Петров, А. Н. Стратегический менеджмент. [Текст]/А.Н.Петров- СПб. : Питер, 2005-496 с.