Введение
Глава 1. Византийская художественная культура
Глава 2. Эстетика Византийской культуры
Глава 3. Музыка и театр в культуре Византии
Глава 4. Византийская литература
Глава 5. Византийское изобразительное искусство и архитектура
Заключение
Литература
Время существования Византии примерно совпадает с хронологическими рамками Средневековья. Именно византийская культура определила многие черты развития самых различных стран средневековой Европы - не только усвоивших православие под влиянием Константинополя.
Следует признать огромную роль Византии в образовании славянской культуры -посредницы и отдельных национальных культур славян… Славянские народы не были провинциальными самоучками, ограниченными своими местными интересами. Через Византию и другие страны они дышали воздухом мировой культуры[1]. Но не только окультуривающее влияние Империи ромеев на соседей и даже на оппонентов делает интересным разговор об этой самоценной стране. Многое в византийском опыте уникально, многое поучительно[2].
То государственное образование, которое позднее историки стали называть Византией, возникло в результате раздела Римской империи в 395 г. между сыновьями Феодосия Великого на восточную и западную части. В состав Восточной Римской империи первоначально вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, острова Эгейского моря, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, части Месопотамии и Армении, некоторые районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе. Затем границы неоднократно менялись, были несколько десятилетий существования Латинской империи, восстановление власти православных монархов, потом войны с османами, завершившиеся падением Константинополя. Административно-экономическим и культурным центром Византии стала провозглашенная в 330 г. императором Константином древняя мегарская колония на берегах Босфора - Византий. Новая столица была названа в честь ее основателя Константинополем. По Миланскому эдикту 313 г. императоров Константина и Лициния христианам давалось право на свободу вероисповедания, что послужило началом для утверждения христианства, позднее ставшего государственной религией Византии.
Однако и после этого на обширной территории Византийской империи существовало много религиозных и религиозно-философских школ, периодически возникали ереси, шла богословская полемика. В сознании большинства подданных восточных императоров новые верования и обряды долго соседствовали со старыми. Подобное двоеверие было весьма характерным для христианизировавшихся стран. Однако не всюду и не всегда крещение жителей и упрочение новых принципов организации религиозной жизни сопровождались напряженной умственной работой и исканиями, которыми богаты все века существования Византии. На землях, попавших под власть константинольских монархов, издревле сложились многочисленные философские теории и религиозные учения. И на сознание простолюдинов, и на умы людей образованных в первые столетия византийской истории заметно влияли иудаизм, манихейство, неоплатонизм, философия Филона Александрийского, римского историка Сенеки и др.
Краткую, но содержательную историю Византии можно найти в английской книжке Хаттона «Константинополь: История старой столицы империи» (W. N. Button. Constantinople: the Story of the Old Capital of the Empire. London, 1904).
Краткий и очень сухой обзор истории Византии написан Ротом «История Византийского государства» (К. Roth. Geschichte des Byzantinischen Reiches. Leipzig, 1904, 125 S.; есть русский перевод). Профессор Скала дал во «Всемирной истории» Гельмольта очень cодержательный, продуманный, основанный на хорошем знакомстве с источниками и литературой очерк истории Византии под заглавием «Эллинизм со времен Александра Великого» (R. von 'Scala. Das Griechentum seit Alexander dem Grossen. - В пятом томе изд.: Helmolt. Weitgeschichte. Leipzig, Wien, 1904, 116 S.; есть плохой русский перевод). В последнем очерке автор с вниманием остановился на анализе византийской цивилизации и на выяснении ее значения. На английском языке существует краткий, серьезный и составленный по очень наглядному плану очерк ру-мынского историка Иорга под заглавием «Византийская империя» N. Iorga. The Byzantine Empire. London, 1907). Наконец, на английском же языке, с прекрасными рисунками, появилась в 1911 году живо написанная книга Фурда «Византийская империя - арьергард европейской цивилизации» (Е. Foord. The Byzantine Empire - the Rearguard of European Civilization. London, 1911). Жаль, что в этой книге чрезмерно кратко и поверхностно изложена история Византии в эпоху ее падения, т. е. после 1204 г.
Краткий очерк истории Византии можно найти во «Всеобщей истории с IV века до наших дней» Лависса и Рамбо (Е. Lavisse et A. Rambaud. Histoire generale du IV-ieme siecle a nos jours). Работа итальянца Турки (N. Turchi) «Византийская цивилизация» (La civilta bizantina. Torino, 1915) представляет собой ценный очерк византийской культуры.
В 1919 г. Ш. Диль опубликовал «Историю Византийской империи» (Histoire de I 'Empire Byzantin). В этой книге Ш. Диль попытался дать более, чем просто обзор политической истории Византийской империи, он дал очерк наиболее важных внутренних процессов и объяснение значения византийской цивилизации. Книга имеет краткую библиографию, а также много карт и иллюстраций.