Введение
Глава 1. Характеристика внутреннего туризма России
1.1. Состояние туризма в России
1.2. Основные виды и разновидности российского туризма
Глава 2. Перспективы развития российского внутреннего туризма
2.1. Перспективы развития экологического туризма
2.2. Направления развития речного и круизного туризма
2.3. Развитие лечебно-оздоровительного туризма
Заключение
Литература
В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание роли конкуренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.
Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Каждый муниципальный район Московской области может зарабатывать на туристических услугах. Но для этого необходимо провести серьезный анализ экономической ситуации района. Так, если это наукоград, то необходимо использовать именно это в создании туристического маршрута, если город славится своими православными традициями, как Сергиев-Посад, то следует учитывать этот фактор.
Цель работы – изучить основные виды туризма и перспективы их развития.
Объект исследования: туризм в РФ.
Глава 1. Характеристика внутреннего туризма России
1.1 Состояние туризма в России
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока[1].По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 22,9[2] млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
В настоящее время в России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу. Таким образом, действующая модель въездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, создание новых рабочих мест за рубежом. Этот процесс можно проследить по результатам статистических данных
По данным Госкомстата России, в 2010 году нашу страну посетили 24,3 млн. иностранных граждан из 200 стран мира.
Численность приехавших с туристскими целями, в которую включены деловые и частные поездки, поездки с целью отдыха из стран дальнего зарубежья, а также поездки с целью отдыха из стран СНГ, составляет около 23 млн. человек ( таблица 1.1).
Страны дальнего зарубежья составляют чуть более 30% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом следует отметить высокую концентрацию въездного потока на десяти странах дальнего зарубежья, лидирующих по количеству прибытий в Российскую Федерацию, на них приходится 80% всего рынка.
Таблица 1.1
Въезд иностранных граждан,
в Россию в 2008 - 2012 г. с целью туризма[3]
№
|
Страна
|
2012
|
2011
|
2010
|
2009
|
2008
|
1
|
Германия
|
332822
|
345708
|
328583
|
313547
|
351099
|
2
|
США
|
185888
|
172356
|
224970
|
156737
|
181721
|
3
|
Италия
|
143493
|
129950
|
116000
|
125310
|
125397
|
4
|
Великобритания
|
142016
|
130608
|
124169
|
118996
|
115622
|
5
|
Финляндия
|
141017
|
153139
|
148153
|
175557
|
242816
|
6
|
Китай
|
127155
|
129749
|
157361
|
204192
|
283839
|
7
|
Испания
|
105655
|
79497
|
53943
|
60180
|
51395
|
8
|
Франция
|
103223
|
112762
|
102513
|
109305
|
141113
|
9
|
Украина
|
80021
|
49131
|
24165
|
62155
|
84320
|
10
|
Латвия
|
66754
|
64280
|
49396
|
119938
|
50501
|
11
|
Литва
|
58383
|
47253
|
42662
|
70445
|
40652
|
12
|
Южная Корея
|
47343
|
48825
|
42951
|
43304
|
44397
|
13
|
Эстония
|
45749
|
46602
|
65385
|
64662
|
74165
|
14
|
Япония
|
44435
|
45083
|
59581
|
50842
|
56780
|
15
|
Канада
|
44238
|
26660
|
23547
|
13483
|
17432
|
16
|
Нидерланды
|
35376
|
33659
|
29014
|
32696
|
33101
|
17
|
Норвегия
|
34270
|
26136
|
23729
|
21215
|
23672
|
18
|
Польша
|
32919
|
42932
|
234073
|
133096
|
353986
|
19
|
Израиль
|
32725
|
31250
|
27133
|
30397
|
26924
|
20
|
Австралия
|
26087
|
26184
|
19478
|
14684
|
14189
|
21
|
Швеция
|
24918
|
26000
|
30967
|
45813
|
31892
|
22
|
Австрия
|
24789
|
29835
|
24370
|
29095
|
32404
|
23
|
Швейцария
|
23827
|
27134
|
27415
|
21343
|
24369
|
24
|
Греция
|
23036
|
21742
|
16942
|
17558
|
18735
|
25
|
Дания
|
19662
|
20640
|
18731
|
17066
|
21131
|
26
|
Бельгия
|
18472
|
22707
|
19263
|
19945
|
17475
|
|
Всего въехало с целью туризма
|
2295074
+3,7%
|
2213597
-9%
|
2433018
+2%
|
2384626
-16,6%
|
2860802
-9,2%
|
Анализ состояния туристского рынка в России показывает, что за 5 предыдущих лет въездной поток в Россию увеличился более , чем на 20%, основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Германия, Финляндия, США, Китай , Великобритания, Италия, Франция. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен.
Сведения Госкомстата по туристским прибытиям и экспертные оценки показывают, что за среднюю продолжительность пребывания туристов в России (6,5суток), их расходы составляют около 1300 долл. США, без учета расходов на авиатранспорт.
Всего в Российской Федерации насчитывается 8,6 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров 472 тыс. и вместимостью 1100 тыс.мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения[4]. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42 %. В настоящее время наибольшая загрузка характера для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, а также санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области.
[1] Распоряжение Правительства РФ «О концепции развития туризма в РФ на период до 2009г» № 954-р от 11.07.2006
[2] Госкомстат «Туризм в цифрах 2012», М, 2012 , с.28
[3] Данные опубликованы на сайте www.ratanews.ru
[4] Госкомстат «Туризм в цифрах 2012», М, 2012 г