Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях перехода страны к рыночным отношениям снижение себестоимости продукции является важным фактором развития экономики предприятия, так как она отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства, управления.
Предметом исследования является система повышения конкурентоспособности предприятия, основанная на развитии нематериального капитала для снижения себестоимости производимой продукции.
Объектом исследования выступает ОАО «-»
Целью работы является разработка проекта совершенствования системы управления ресурсами для повышения конкурентоспособности предприятия на основе развития нематериальных активов, в частности - внедрения элементов бережливого производства.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
- ознакомиться с анализируемым объектом (предприятием);
- представить концептуальное описание бизнеса предприятия;
- провести стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия для возможности реализации проекта;
- провести финансовый анализ деятельности предприятия;
- сопоставить получившиеся результаты, проведенных анализов;
- выбрать и оценить целесообразность стратегии;
- произвести разработку проекта на основе выбранной стратегии;
- внести предложения по повышению эффективности деятельности рассматриваемого предприятия в части снижения себестоимости его продукции;
- сделать выводы и рекомендации по принятию проекта к реализации.
1 Характеристика объекта исследования – ОАО «-»
1.1 История создания, описание технологии
Компания «-» является одним из ведущих производителей мучных кремовых кондитерских изделий: тортов, пирожных, кексов, рулетов, профитролей, сладких пирогов.
Открытое Акционерное Общество «-» создано 17 апреля 2000 года в результате реорганизации в форме слияния обществ:
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 2»;
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 5»;
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 6»;
Открытого Акционерного Общества «Челябинский хлебозавод № 7».
Общество реорганизовано путем присоединения к нему Общества с ограниченной ответственностью «Уралпищепром».
Общество зарегистрировано Постановлением Главы города 17 апреля 2000 г., регистрационный номер – 16287.
Место государственной регистрации Общества: Российская Федерация, город Челябинск.
Местонахождение: 454130, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 2-А.
Организационная структура компании представлена на рисунке А.1 в Приложении А.
В марте 2002 года компания разработала и вывела на рынок торговую марку «Мирэль». Сегодня объем производства кремовой продукции на предприятии составляет 30 тонн в сутки. Емкость российского рынка мучных кондитерских изделий, по данным Госкомстата, составляет 1 млн тонн. «Мирэль» сегодня занимает около 4% российского рынка. В Уральском регионе доля рынка бренда «Мирэль» составляет более 40%. Ассортимент кремовой кондитерской продукции компании около 70 наименований. По итогам 2005 года оборот компании составил 1,5 млрд рублей.
Компания переняла все лучшие традиции и огромный опыт заводов, используя самые передовые европейские технологии и новую стратегию развития. Это сочетание позволило компании добиться потрясающих результатов – за четыре года «-» утвердился как ведущий производитель мучной кремовой продукции на Урале, вышел в Центральную полосу России и в Московский регион. Торты, пирожные и профитроли торговой марки «Мирэль» заслужили признание, как среди покупателей, так и среди профессионалов-пищевиков. Продукция ОАО «-» отмечена дипломами и медалями на престижных выставках.
Такой успех компании обусловлен, прежде всего, высочайшим качеством продукции. Принцип наивысшего качества является приоритетным в работе предприятия, и ему подчинены все этапы производства, начиная от закупки сырья и заканчивая доставкой готовой продукции в магазины при помощи специально оборудованного транспорта. С этой целью – получить продукт самого высокого класса – в 2001 году была запущена уникальная высокотехнологичная голландская линия по производству бисквитов, изготовленная специально по заказу фабрики «Мирэль». По инициативе руководства на заводе работали специалисты, приглашенные из Голландии и Германии, они помогали установить линии и обучить персонал. Был значительно расширен ассортимент производимой продукции, учитывающий как российские традиции питания, так и европейские тенденции. Технология «шоковой заморозки», внедренная на предприятии, позволила увеличить срок хранения кремовой продукции до шести месяцев и тем самым существенно расширить географию продаж. В целом проект потребовал огромных вложений как денежных, так и человеческих ресурсов, и они оправдались.
Компания «-» продолжает стремительно развиваться, осваивая новые технологии и продвигая свою продукцию по всей России. В планах компании – открытие второго производства в Подмосковье.
История ОАО «-» начинается 17 апреля 2000 года, когда к руководству компанией пришла команда молодых, заинтересованных в развитии производства управленцев. Старейший в городе, хлебозавод № 5 накопил более чем 60-летний опыт производства хлебобулочных изделий. Однако опыта советского времени оказалось недостаточно для процветания современного предприятия, и поэтому была полностью изменена стратегия компании: производство кремовых кондитерских изделий стало основным. Для этого потребовалась полная реконструкция завода, а также закуп нового оборудования.
Высокое качество продукции было по достоинству оценено экспертами, что позволило компании в 2001 году выиграть тендер на получение гранта правительства Голландии. В результате в том же году была пущена полностью автоматизированная линия по производству бисквитов, изготовленная по специальному заказу.
Рост выпуска кремовой продукции и заметное повышение ее качества обусловили необходимость в яркой и запоминающейся торговой марке. И весной 2002 года она получила звонкое название - «Мирэль» (Мир эльфов), марка, ставшая брендом. В настоящий момент под этой маркой выпускается более 100 наименований кремовой продукции.
При создании фабрики тортов «Мирэль» руководством была поставлена задача стать, с одной стороны, лидером на региональном кондитерском рынке, а затем и в масштабах России, а с другой, создать современную технологию производства, удовлетворяющую интересы потребителей. Технология «шоковой заморозки» стала ответом на современные тенденции в кондитерской промышленности, когда холод позволяет сохранить продукт на длительное время без использования каких-либо вредных веществ.
Внедренная на предприятии инновация – технология глубокой заморозки кремовых изделий (так называемая «шоковая заморозка») – позволила продлить срок хранения тортов, пирожных и профитролей до шести месяцев без потери качества и вкусовых свойств. Благодаря этой разработке продукцию фабрики «Мирэль» стало возможно вывозить далеко за пределы Челябинска, а это открыло новые перспективы для развития. Доставка товара производится специализированным фирменным транспортом, где поддерживается необходимый температурный режим.