- Организация учебного процесса как проблема педагогического менеджмента
- Роль компьютерных технологий в организации учебного процесса
- Модель организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий
Список использованных источников
- Организация учебного процесса как проблема педагогического менеджмента
Как известно, своеобразие сферы педагогического менеджмента обусловлено характером и природой образовательной деятельности. Обучением и воспитанием создается специфический продукт, не похожий из других сфер деятельности. Продукт школы - человек, поэтому педагогический процесс отличается многими особенностями, а менеджмент в педагогических системах имеет определенную специфику.
Анализ литературы по проблеме организации учебного процесса в обучении школьников показал, что данный процесс может иметь следующие компоненты:
- организационные (процессные), которые регулируют педагогический процесс на базе пошаговой организации, например, работа Н.Н. Давыдовой и др.[1];
- структурно-функциональные представляют процесс управления совместной педагогической деятельностью с точки зрения решения множества педагогических задач с определением основных функциональных элементов (например, работа М.В. Махмутовой[2]);
- стадиальные, по мнению Ю. Ветрова и М. Мельникова, базируются на стадиях управленческого процесса, которые следуют друг за другом (сначала идет целевой, затем социально-психологический, потом оперативный и т.д.)[3];
- поэтапно-ситуационные схемы прогнозируют ситуации, которые основаны на определенных этапах педагогического процесса[4];
- компетентностные на основе компетентностного подхода (например, работа Т.А. Разуваевой[5]).
В современных условиях обеспечивающую основу организации учебного процесса составляют примененение компьютерных технологий при очном обучении, или дистанционном обучении, обусловленных кризисными условиями.
Данная основа заключается в том, что, как указывает Е.В. Пискунова[6], необходимо рассматривать такое взаимодействие с качественно иного уровня, поскольку учебная интеграция процесса речи, мышления и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, возможностей современных информационных систем позволяют в очном, или дистанционном режиме определить содержательно-технологическую основу взаимодействия сторон и субъектов учебы.
В данном направлении известны многочисленные работы исследователей (Ю.В. Вайнштейн[7], В.П. Тихомирова[8], А.Ю. Андреева[9], А.В. Густыря[10], И.Г. Захаровой[11], Н.Ю. Марчук[12], Е.С. Полат и др.[13]
Согласно мнению данных и других исследователей, в организацию учебного процесса необходимо включить межиндивидуальные отношения участников, которые приобретают социальный характер в «элементарных» группах.
[1] Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 21-26.
[2] Махмутова М. В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете // ЭС и К. 2015. № 1 (26) С.43-47.
[3] Ветров Ю. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 59-62.
[4] Кравченко Г.В. Использование модели смешанного обучения в системе высшего образования // Известия АлтГУ. 2014. № 2 (82) С.22-25; Кузнецова А.Г. Системный подход в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов XX века; Науч. ред. Степашко Л.А.; Хабар. гос. пед. ун-т. Хабаровск: Хабар. гос. пед. ун-т. 2000. 249 с.
[5] Разуваева Т.А. Компетентностная модель образования: краткий анализ ключевых понятий и проблем реализации // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28 С. 986-989.
[6] Пискунова Е.В. Подготовка преподавателя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 79 с.
[7] Вайнштейн Ю.В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: Автореф. автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Красноярск, 2021. - 46 с.
[8] Тихомиров В.П. Основные принципы построения системы дистанционного образования России // Дистанционное образование. 2008. № 1. С. 9.
[9] Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. 2013. № 1 С. 14-20.
[10] Густырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 22 с.
[11] Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2010. С. 63.
[12] Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2013. №4 С. 78-85.
[13] Педагогические технологии дистанционного обучения / Под редакцией Е. С. Полат. 3-е изд. М..: Издательство Юрайт 2020. С. 92.