Введение
Особенности современного этапа социогенеза
- Антропологический кризис
- Культурный кризис
- Экологический кризис
- Глобализация
Библиография
Реферат|Концепции современного естествознания (КСЕ)
Авторство: bugalter
Год: 2020 | Страниц: 40
Введение
Особенности современного этапа социогенеза
Библиография
Современная техногенная форма социального бытия, по сути, порождает и механизмы собственного отрицания - технократический тип мышления, утилитарно-прагматический тип социальной практики, релятивистский тип морали, которые разворачиваются на общем фоне постмодернистской деконструкции культуры. В этих условиях образование объективно становится главным механизмом и доминирующей матрицей смыслообразования в социуме, а гуманистическая стратегия образования - решающим способом формирования и воспроизводства гуманистического типа социальности и социальных отношений. Однако сложилась такая парадоксальная ситуация, когда проблему гуманитаризации образования пытаются осмыслить и решать в узко-предметных рамках педагогики, методы которой не адекватны масштабу и сущности этой проблемы. Более того, при таком подходе из поля зрения выпадает фактор контекста конкретной цивилизационной ситуации, которая и определяет как контуры проблематики образования в целом, так и пути достижения его гуманистичности. С учетом этих обстоятельств данная глава посвящена анализу общего контекста, на фоне которого сегодня приходится ставить и решать проблемы гуманитаризации образования, а именно - анализу особенностей современного этапа социогенеза и их преломлению в проблематике и процессах образования.
При этом исходной позицией и сквозной линией анализа в рамках данной главы является мысль от том, что, ментальность человека задает социальные формы - основу архитектоники социальных отношений, а в условиях современной цивилизации доминантная роль в формировании ментальности и типов ментальности принадлежит именно образованию, поскольку значимость традиционных «смыслообразующих» институтов общества (в том числе идеологии и религии) снижается неуклонно. По этой причине из общего массива факторов, затрагивающих особенности переживаемого этапа социогенеза, наибольшее внимание уделено тем из них, с которыми соотносятся основные смысловые характеристики современного кризисного состояния цивилизации (с экологическим, культурным и антропологическими кризисами и процессами глобализации мира).
Современный этап развития общества и формирования социальных отношений неразрывно связан с антропологическими деформациями, обусловленными в свою очередь политическими, экономическими, социальными и культурными особенностями общественного развития.
Не вызывает сомнения тезис о том, что минувшее столетие (ХХ в.) стало периодом кризиса современной цивилизации, и в первую очередь антропологической ее составляющей. Об этом провидчески писали еще А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. О кризисе европейской (западной) культуры писали В. Соловьев и О. Шпенглер, Н. Бердяев и А. Камю, А. Швейцер, М. Волошин и др. Об этом кризисе высказываются и многие современные философы, политики, деятели науки и культуры [167, 14]. Речь идет не о локальных политических и экономических кризисах, сотрясавших и продолжающих потрясать отдельные страны и регионы. Речь идет о глобальном кризисе человечества, не ушедшем в прошлое вместе с двумя мировыми войнами и революциями, а наоборот углубившемся и расширившемся, при этом охватившем Запад и Восток, ставя все население планеты перед лицом проблемы выживания. Вот некоторые оценки этой ситуации: «После Хиросимы и Нагасаки мы утратили чувство безопасности, ибо до самоуничтожения теперь лишь один шаг... Но человечество столкнулось с новыми грозными проблемами. Один за другим восстают против него используемые им природные ресурсы: применение нефти, химических и радиоактивных веществ влечет за собой катастрофы, происходит загрязнение Мирового океана, эрозия почв и отравление атмосферы. Что случилось с природой? В нее вторгся человек... Наша несостоятельность как лидеров эволюции становится все более очевидной: ведь мы до сих пор не знаем, в каком направлении движется мир, не можем ни качественно, ни количественно оценить влияние нашей деятельности на окружающую среду. Мы выполняем роль поводыря, хотя сами не знаем, куда идем» [119, 23-24]. Далее автор продолжает: «Пробуждение глобального сознания в 70-е годы не побудило государства предпринять действия, необходимые для разрешения взаимных проблем, и по мере обострения этих проблем нации все больше замыкались в себе и полагались на силу оружия. Продолжаемая научно-техническими державами гонка вооружений не может не вызвать отчаяние перед лицом её иррациональности в существующих условиях. А отчаяние питает собой насилие и терроризм, так как это - естественная взрывная реакция в поведении молодых людей, когда мир кажется им безнадежным и когда лидеры великих держав на словах и на деле продолжают соревноваться в вооружении и стремлении к власти.
Итак, человечество стоит перед последним испытанием своего разума. Вопрос в том, станут ли нам, наконец, ясны основы нашего существования и нашей жизни? [119, 242-243].
Цитируемый автор подчеркивает, что сегодня людям как никогда необходимо качественно иное мировоззрение, нужна новая "концепция мира", ибо открытие человеком новых истин об окружающем мире и о самом себе должно помочь нам, скорректировав свое поведение, избежать назревающей катастрофы.
Факт деградации современного человека очевиден по всем аспектам его бытия. В настоящее время, когда стоит проблема выживания общества, при сложившихся обстоятельствах отворачивает людей от усилий по мобилизации интеллектуальных и материальных сил на преодоление всех бед, поднятием собственного духа, и в это время – поворачивают их особенно молодежь, лицом к биологическим инстинктам, чувственному наслаждению. Так растрачиваются огромные материальные средства, физические силы и ускоренно происходит растление, моральная деградация личности молодого человека. В итоге возникает угроза как вырождения нации, социумов, определяющих облик современной цивилизации, так и потери будущего.
Характеристику кризиса человечества наиболее четко, на наш взгляд, дает П. Сорокин: «Кризис объясняется не теми или иными случайными внешними причинами; к нему привела вся система чувственной истины в процессе своего развития. Семена дезинтеграции были заложены в самой системе с начала ее существования и в процессе развития проросли настолько, что сейчас дали действительно смертельные всходы» [175, 479-480].
Итак, по Сорокину нынешний кризис носит не случайный характер, а закономерно обусловлен окончанием цикла доминирования цивилизации сенситивного типа. «Мы, - продолжает П. Сорокин, - как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра» [175, 427].
Таким образом, нам выпало счастье или несчастье быть современниками, по словам того же П. Сорокина, одной из "величайших революций" в нашей культурной и социальной жизни. «Как таковая, она неизмеримо глубже и значительнее, чем ее представляют себе приверженцы "обычного кризиса". Переход от монархии к республике, от капитализма к коммунизму совершенно незначителен по сравнению с заменой одной фундаментальной формы культуры другой - идеациональной на чувственную и наоборот. Такие изменения очень редки. Нам предоставлен редкий шанс жить, наблюдать, мыслить и действовать в котле такого мирового пожарища. Если мы не в силах остановить его, то следует хотя бы попытаться понять его природу, причины и последствия. Если же мы сможем это сделать, то, вероятно в некоторой степени сократим его трагический ход, смягчим его последствия» [175, 435].
Всего 222 источника
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!