Введение
Глава 1. Теории лидерства в управлении
1.1. Определение лидерских качеств, стилей управления лидера
1.2. Формальное и неформальное лидерство
Глава 2. Стили управления, компании «-», команда лидеров
2.1. Краткая характеристика компании и организационная структура управления
2.2. Анализ управления компанией на всех уровнях организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение.
Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают.
Актуальность нашей темы: Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления.
Специалистами были предложены следующие функции, умения, которыми должен обладать квалифицированный руководитель: организация управляющей системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информация, решение, организация и массовая деятельность, контроль, оценка эффективности управления. Так же существует ряд психологических функций, которые должны присутствовать у сильного руководителя лидера.
В связи с актуальностью данной проблемы целью настоящей курсовой работы становится исследование сущности и механизма лидерства руководителя в управлении организации.
Для достижения поставленной цели мы считаем необходимым выполнение следующих задач:
- в первой главе: показать сущность и признаки управления на основе лидерства;
- во второй главе: показать организацию, имеющую лидерство на всех уровнях управления.
Объект нашего исследования: методы руководства на основе лидерства в компании «-» и сотрудники лидеры.
Предмет нашего исследования: лидерство управления на всех уровнях управления в компании «-».
Теоретической базой проводимого исследования являются современные учебники и учебные пособия таких авторов как: В.Я. Горфинкель, В.П. Грузинов, М.Г. Лапуста, Н.А. Сафронов и многие другие.
Глава 1. Теории лидерства в управлении
1.1. Определение лидерских качеств, стилей управления лидера
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т.п. Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Большинство определений лидерства как процесса предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.
Следовательно, широкое понимание лидерства включает:[1]
- влияние на постановку целей и определение стратегии развития;
- влияние на согласование поведения для достижения целей;
- влияние на групповую поддержку;
- влияние на организационную культуру;
Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет непринудительное влияние. Лидерство не связано с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленными положением в организации (должность, позиция) или официальными полномочиями. Оно предполагает взаимодействие людей и поддержку лидера членами группы, в которую он включен. Все перечисленное относится к неформальному лидерству. Руководители рассматриваются как формальные лидеры, которые одновременно могут быть неформальными лидерами или не быть таковыми.
Джон Николе отмечает различия характера лидерства на микро- и макроуровне управления. Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление часто реактивно и ситуативно. Макролидерство ориентировано на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.
Ключевой фигурой формальной организации является лидер или администратор. Его роль и значение в современном обществе трудно переоценить: в развитых странах тратятся огромные ресурсы для подготовки профессиональных менеджеров-администраторов.
Например, один из самых известных экспертов по вопросам руководства компаниями Уоррен Беннис (W. Bennis), почетный профессор управления Южно-Калифорнийского университета, в своей книге “On becoming a Leader” (1989/1994) этот список лидерских качеств видит таким:[2]
- Направляющее видение
- Доверие
- Страсть
- Любознательность
- Целостность личности
- Дерзновенность
А Макс ДеПри (M. DePree), удалившийся на пенсию руководящий работник высшего ранга компании Herman Miller, в книге “Leadership Jazz” (1993) приводит свой расширенный вариант лидерских качеств:
- Цельность
- Потребность считаться с другими
[1] Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала / в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2009 г. С 159.
[2] Бодров В.А. Профессиональная пригодность и личность профессионала / в кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2009 г. С 162.